Перейти к содержимому

Музей изобразительных искусств Республики Карелия

Юбилей одной строкой. Валентин Александрович Серов

19 января — 150 лет со дня рождения русского художника Валентина Александровича Серова (1865-1911).

Выдающийся портретист, блестящий рисовальщик, замечательный педагог, один из крупнейших художников рубежа веков В. А. Серов с юных лет увлекался живописью. Его учителями был И. Е. Репин и П. П. Чистяков.

Во время учёбы в Академии художеств (1881- 1885) В. А. Серов знакомится с М. А. Врубелем и К. А. Коровиным, вместе с ними позднее входит в абрамцевский кружок — центр художественной жизни конца ХIХ века, где процветал интерес к русской культуре, истории, народному искусству.

С самого начала В. А. Серов заявляет о себе как портретист. К раннему периоду его творчества относятся картины — «Девочка с персиками»(1887 г.) и «Девушка, освещённая солнцем» (1888 г). По мнению критиков, в них проявились черты раннего русского импрессионизма.

«Девочка с персиками» была написана в атмосфере творческой свободы, царившей в абрамцевском кружке. По словам Серова, больше всего ему хотелось передать ощущение «особенной свежести» — и этому ощущению способствуют и светлый колорит картины, и эффект пленэрной живописи, и тонко уловленное художником состояние модели – девочки, задумавшейся на мгновение, но в самой этой задумчивости оживленной и открытой «всем впечатлениям бытия».

Живопись, освобождённая от всякого рода «психологических проблем», возможность радоваться тому, что всегда прекрасно – свету, весне, юности, ощущению полноты жизни – все эти качества и поныне пленяют в прославленном серовском шедевре.

Известный русский искусствовед Дмитрий Сарабьянов пишет в одной из своих статей, посвящённых творчеству В. А. Серова: « Серов зло относится к человеческой пошлости, к неоправданной претензии, к бездарной тупости, к тунеядствующему богатству и праздности. Но всякое чувство художник обязательно претворяет в эстетическую категорию. Он никогда портрет не уподоблял карикатуре. Он ищет художественные формулы.

Трудно сравнивать великих старых мастеров с художниками нынешнего века. Но если касаться реального историко-художественного процесса, проходившего в России на рубеже ХIХ и ХХ столетий, то Серова никем заменит нельзя. Он большой учитель, из мастерской которого вышли разные, но прекрасные мастера; он – художник, расчищавший своим творчеством, своим опытом пути другим. Он – большой мастер, в совершенстве исполнивший роль, которая была предназначена ему самой историей, словно велевшей ему русскую живопись ввести в ХХ столетие».

Поделиться: