Перейти к содержимому

Музей изобразительных искусств Республики Карелия

Загрузка Выставки

« Все Выставки

Виртуальная выставка «Музейный детектив»

29.09.2023 - 29.09.2024

Все, или почти все, любят детективные истории. Следить за разворачивающимся сюжетом, пытаясь угадать финал истории или разгадать тайну чуть раньше ее открытия, — это ли не самое захватывающее, что может быть в детективном романе или кино.
 
Казалось бы, работа музейного сотрудника далека от необходимости применять дедуктивные способности, заниматься розыском, устанавливать имена и даты событий, гоняться за нужными свидетельскими показаниями. На самом деле и в музее случаются почти детективные истории. Одну из таких мы расскажем.

Началась эта история в 1971 году.

Сотрудники музея отправились в экспедицию в Пудожский район. Там вокруг Колодозера, где когда-то был целый «куст» деревень, сохранились избы-корабли, разбросанные по берегам и мысам живописного озера. Местные жители с удовольствием общались с музейщиками, открывали свои сундуки, показывали семейные реликвии. Экспедиция обещала «богатый урожай» музейных предметов. В небольшой деревне Лахта, затерянной в Пудожских лесах, нашли уникальную прялку.

Из дневника экспедиции:
«Прялка с резьбой и росписью, одна из лучших среди всех
нами собранных находится у хозяйки [пропуск]. Сначала согласилась на обмен (т.е.
для работы хозяйке мы часто оставляем простую, без резьбы и росписи прялку), а
затем отказалась. Никакие беседы и уговоры не помогли, но в результате выяснилось,
что с прялкой у женщины связано народное поверье – её могут заговорить,
заколдовать или наоборот – освятить. Поэтому, боясь «нечистой силы» и не желая
расстаться со своей прялкой, на которую её мать наложила навет, хозяйка не
отдала прялку».

Так как хозяйка не отдала прялку и не стала сдатчицей предмета в музей, имя её так и осталось в дневнике экспедиции прочерком. Взамен дорогой сердцу прялки хозяйка предложила взять «клад» и рассказала о находке её сына.

Из дневника экспедиции:
«Её сын нашел «клад» — мешочек с монетами николаевского времени. Много одинаковых монет 2-10 копеек, а также серебряные рубли. «Он строитель, нашел деньги при разборке старого дома. Я предложила передать монеты в музей, он согласился». В список не включены, т.к. необходимо, очевидно, передать в Краеведческий музей».

В мешочке с монетами оказался и Георгиевский крест. После возвращения из экспедиции монеты действительно передали в Краеведческий музей, а награда вошла в состав нашего музейного собрания и вот уже более полувека всё, что о ней было известно – «найдена при разборе старого дома в Пудожском районе».
 

 
Солдатский Георгиевский крест – самая известная и самая массовая награда Российской империи, она представляла собой серебряный крест без эмали, который носился на георгиевской черно-желтой ленте на груди. Учредил награду император Александр I.

Из «Манифеста об учреждении Знака Отличия Военного Ордена» 1807 года:
«Сей Знак отличия приобретается только в поле сражения, при обороне крепостей и на водах. Он даётся тем из нижних воинских чинов, кои в сухопутных и морских войсках наших, действительно служа, отличатся против неприятеля отменною храбростью».


 
Всего за период царствования Александра I было произведено более 46 тысяч награждений Георгиевским крестом, в эпоху Николая I знаком ордена было отмечено почти 57 тысяч нижних чинов русской армии. Время Александра II – Кавказская война, Русско-турецкая война, походы в Среднюю Азию – выявили около ста тысяч кавалеров крестов Святого Георгия. Но самое большое количество этой награды было отчеканено в годы Первой Мировой войны – более миллиона! Георгиевские кресты выпускались Петроградским монетным двором I и II степени из золота, а III и IV степени из серебра. Сам процесс изготовления был несложным.
 

Журнал «Огонёк»№5 за 1915 г.:
«Процесс лигировки металла в тигле происходит в течение трёх-трёх с половиною часов. После этого, достаточно расплавленную и смешавшуюся массу металла выливают в особые формы, «изложницы», остыв в которых, металл получается в виде полос, длиною около восьми вершков, толщиною в квадратный дюйм и весом: серебряные полосы 20 фунтов. Полосы эти прокатываются через особые вальцы в ленты шириною немного более ширины креста. Следующая стадия изготовления крестов, это прорезка ленты, т.е. вырезание из лент машиною металлических кусочков, равных контурам креста. Полученные крестики очищаются напильниками от заусениц или грата и поступают в особое отделение, где чистятся и полируются песком. Очищенные таким образом крестики идут под так называемый педальный пресс, где и происходит чеканка георгиевских крестов, то есть выдавливание на обеих сторонах крестика с одной стороны изображения Георгия Победоносца, с другой стороны шифра [заглавные буквы С и Г – «Святой Георгий»] и обозначения степени. При чеканке по краям происходит сплющивание металла, и поэтому крестики из-под медального пресса поступают для обрезки в особую машину, которая и придает кресту окончательный вид. Из-под этой машины крестик попадает для последней отделки и шлифовки краев напильниками. После чего особая машина пробивает ушко, чем и заканчивается машинная обработка крестов. Остается произвести на каждом кресте выбивку порядкового номера».

Действительно, как и любая государственная награда каждый Георгиевский крест выдавался при строгом учете и имел уникальный номер, под которым награжденный заносился в почётный список георгиевских кавалеров – героев войн, походов и сражений доблестной Русской армии.

Наше расследование началось спустя 52 года с момента попадания награды в музей.
Да, мы решили отыскать нашего героя.

Георгиевский крест из фондов Музея изобразительных искусств Карелии имел свой уникальный номер и его следовало проверить по спискам награжденных.

Из «Сводных списков кавалеров Георгиевского креста 1914–1922 гг.»:
«№ 965169 МАРТЫНОВ Николай Антонович — 37 Сибирский стр. полк, стрелок. Награжден 26.01.1917 от Имени Государя Императора,
Его Императорским Высочеством Великим Князем Георгием Михайловичем за отличия в боях с неприятелем в Румынии».

Первый шаг был сделан. Мы установили имя героя, участника Первой Мировой войны, отличившегося в «румынской кампании» конца 1916 — начала 1917 гг. Дальнейшее расследование велось с целью узнать судьбу героя и какое отношение он имел к нашему краю, почему Георгиевский крест рядового 37-го Сибирского стрелкового полка оказался в Пудожской деревне. На сайте «Памяти героев великой войны 1914-1918 годов» в списках 37-го Сибирского стрелкового полка нашёлся только один Мартынов Николай Антонович.

Из Картотеки бюро учета потерь в Первой мировой войне, ящик 2319-М:
«Мартынов Николай Антонович, ефрейтор 37-го Сибирский стрелковый полк. Место рождения Олонецкая губ., Повенецкий уезд, Порос-Озерская вол. Причина выбытия: болен bronchitis [бронхит]. 73 Сводный Эвакуационный госпиталь (г.Курск), дата поступления 27.08.1917 год».

Кавалер Георгиевского креста IV степени за № 965169 оказался уроженцем нашего края. Помимо награды он был получил и звание ефрейтора. Однако летом 1917 года серьезно заболел и был отправлен в госпиталь на лечение.
 

Следующим шагом в нашем расследовании предстояло установить жизненный путь героя.

В Метрической книге Валазминского прихода Повенецкого уезда Олонецкой губернии нашлась запись о рождении Мартынова Николая Антоновича 4 февраля 1898 года и сведения о его родителях.

Из Метрической книги:
«Янгозерского прихода деревни Совдозера уволенный в запас рядовой Антоний Павлов Мартынов и законная его жена Евдокия Семенова, оба
православного вероисповедания».

Интересно, что топонимика деревни Совдозеро происходит от слов «грести на лодке», напоминая о хорошем водном пути. И дальнейшие поиски «покатились» прям как по течению реки.
 
Судьбу Николая Антоновича Мартынова из Совдозеро удалось проследить в открытых источниках – на сайтах «Открытый список» и «Память народа». После
возвращения из госпиталя он проживал на родине в Совдозере, был женат. Супругу его звали Евдокия Ивановна, у них было 6 детей. По национальности Николай Антонович был карелом. Работал лесорубом. 7 марта 1938 г. он был арестован, осужден по статье
58-2-11 УК РСФСР и по приговору получил 10 лет лишения свободы. Однако 29 февраля 1940 г. дело было пересмотрено, Мартынов был реабилитирован и вернулся домой к своей семье.
 
В 1941 году Петровским РВК Николай Антонович был призван на фронт, а супруга в годы войны работала в тылу на лесоучастке. Кстати, Великую Отечественную войну Николай Антонович тоже начнет рядовым, его должность будет повозочный хозяйственной части 261 отдельного пулеметно-артиллерийского батальона. В 1943 году его представили к медали «За оборону Ленинграда», а в 1944 году – он получил медаль «За боевые заслуги».
 

 

Из наградного листа 1944 г.:
«Будучи ездовым в любых сложных и опасных условиях доставлял на передний край продовольствие и боеприпасы. 14.02.1943 года при занятии рубежа Красный бор ефрейтор Мартынов вез боеприпасы для огневой точки 4 роты. В это время противник предпринял атаку на наши боевые порядки. Мартынов, рискуя жизнью, проскочил через зону заградительного огня противника и вовремя доставил боеприпасы на огневую точку, израсходовавшую имеющиеся снаряды. Что дало возможность возобновить арт.огонь по противнику. За время операции в Кросном Бору, Саблино, Тосно, Чудово ефрейтор Мартынов вывез с поля боя 55 раненых бойцов и офицеров».

22 июля 1944 года кавалер Георгиевского креста IV степени, кавалер медалей «За оборону Ленинграда» и «За боевые заслуги» ефрейтор Николай Антонович Мартынов погиб. Захоронен герой в Псковской области.

Итак, наше расследование подошло к своему завершению!

Мы нашли нашего героя, установили его имя, звание, узнали его судьбу.
Осталась только одна тайна: как Георгиевский крест Н.А. Мартынова оказался в старинном доме деревни Лахта Пудожского района.
Музейные расследования называются атрибуцией, то есть выявлением всех присущих музейному предмету признаков: материала, формы, устройства, размера, способа изготовления, назначения, стиля, времени и места изготовления, авторской принадлежности, социальной и этнической среды бытования, исторического и мемориального значения.
 
Неизвестные художники, безымянные портреты и скульптуры, неразборчивые надписи на экспонатах – эти и многие другие загадки ждут своего часа в нашем музейном собрании, а сотрудники музея вооружившись лупами и микроскопами, справочниками и архивными делами продолжают вести расследование…

Поделиться:

Подробности

Начало:
29.09.2023
Окончание:
29 сентября

Добавить комментарий