Перейти к содержимому

Музей изобразительных искусств Республики Карелия

Интурмаркет – 2020: заметки участника

интурмаркет, туризм

В прошлом году наш сотрудник – Татьяна Салтыкова, занимающаяся развитием туристской привлекательности музея, стала одним из 43 победителей конкурса  «Музейный десант» благотворительной программы «Музей без границ» Благотворительного фонда Владимира Потанина. Программа индивидуальной поездки по России включала в себя участие в Международной туристической выставке “Интурмаркет-2020”, которая состоялась в период с 12 по 14 марта 2020 г. в Москве в ЦВК “Экспоцентр”.

Так получилось, что в преддверии Интурмаркета в этом году в мире разразилась вспышка коронавируса, которая могла сильно осложнить участие сотрудника музея в данном мероприятии. Но, к счастью, выставка состоялась, несмотря на то, что за день до начала мероприятия (и день приезда Татьяны в Москву) было объявлено о том, что все массовые мероприятия в Москве от 5000 человек отменяются на месяц вперед. В этом плане участникам схожего мероприятия MITT не повезло, поскольку ее отменили буквально за несколько дней до начала.

Интурмаркет 2020 – это выставка, где были представлены туристические возможности российских регионов. На стендах городов и регионов посетители получали информацию о новых туристических маршрутах, гостиницах, музеях и возможностях. По оформлению и содержанию стенды участников были разнообразны: кто-то делал ставку на современные технологии, использовал мультимедиа-инструменты, кто-то привез с собой большое количество интерактива, другие установили огромные фотозоны, привлекающие внимание издалека. Практически все стенды регионов были оформлены в национальном стиле и, подходя к стенду, участник погружался в ту особую атмосферу края, которая отличает его от других. Очень порадовала Бадмацыренова Мария Борисовна, Министр туризма Республики Бурятия, которая надела национальный бурятский костюм и провела в нем все время работы выставки, стала, так сказать, визитной карточкой Бурятии.

Помимо выставки состоялось большое количество круглых столов, секций, презентаций и семинаров по актуальным проблемам туристской отрасли в рамках деловой программы. Такое разнообразите тем и направлений, с одной стороны, расширяло возможности участников познакомиться с многими аспектами развития туризма в России, а, с другой, в силу того, что интересующие мероприятия проходили в одно и тоже время, ставило участников перед выбором, какую секцию посетить.

Краткий пересказ и тезисное изложение представленных тем деловой программы, в которой приняла участие сотрудник музея.

Молодежь и туризм

В мире увеличивается количество туристов молодого возраста (сегодня турист считается молодым до 44 лет). Молодежь предпочитает самостоятельно организовывать себе туры (без привлечения туристических компаний). Быстро растет количество онлайн-проектов, помогающих активному туристу быстро найти и воспользоваться необходимой услугой. Молодежь – перспективное поколение, которое может популяризовать Россию на международном туристическом рынке. Управлять фокусом внимания путешествующей молодежи можно чрез игру, поскольку внутри каждого человека живет ребенок. Существует два подхода к позиционированию молодежи: молодежь-потребитель и молодежь-создатель. Нельзя развивать молодежный туризм, относясь к молодежи как к потребителям.

Серебряное поколение

Какие они туристы поколения X, Y и Z? Поколение X – люди, родившиеся до 1985 года; миллениалы или поколение Y – с 1985 по 2000; поколение Z – после 2000 г.р. У каждого поколения свои особенности и предпочтения в отдыхе. По данным ООН в 2020 году на планете проживает более миллиарда человек старше 60 лет. Тенденции увеличения продолжительности жизни и снижения рождаемости ведут к тому, что население стремительно стареет. Серебряные туристы – хорошо ориентируются в онлайне и в офлайне. Все традиционные маршруты в России заточены на старшее поколение (например, золотое кольцо и императорский маршрут), хотя имеют огромный потенциал для привлечения молодежной аудитории. Нужно перестать называть серебряных туристов старшим поколением, поскольку они себя с этим термином не ассоциируют.

Презентация туроператора Eberhardt Travel и делегации РСТ-Германия

Сегодня коронавирус – негативная тенденция для развития туризма, т.к. границы закрываются, прерываются контакты, и как долго это продлится – непонятно. 50% сотрудников немецкой тур.компании пришлось перевести на неполный рабочий день, поскольку клиенты массово отменяют свои поездки из-за распространения коронавирусной инфекции COVID-19. Eberhardt Travel ежегодно обслуживает 50000 туристов, в штате более 150 сотрудников и экскурсоводов. Представители немецкой тур.компании рассказали о том, как работать с немецкими и западно-европейскими туроператорами, как строить программы для немецких и западно-европейских туристов, обрисовали возможности продвижения российского турпродукта и российских регионов в Германии и Западной Европе. Спикеры презентовали портрет немецкого группового туриста. Немецкий турист — «смелый», активный клиент, ориентированный на цены; мега-тренд на минигруппы, туристы-одиночки, активные туры (велосипедные и горные/походные); в России турист нуждается в гарантии услуг: передвижение на автобусе, отвечающем немецким стандартам, сопровождение русскоговорящего (знающего немецкий) гида, аутентичность переживаний и впечатлений. Рейтинг направлений немецких туристов по России: СПб, круизы (Мск-СПб, Ростов-на-Дону – Астрахань – Мск), Золотое кольцо, Мск, Транссиб (Мск – Байкал – Улан-Уде), Байкал и т.д.

Сувениры

Использование народных художественных промыслов. Пример Кирова по использованию узоров дымковской игрушки: стилизация канонического узора дымковской игрушки вызывала споры долгое время с союзом художников. Пять лет ушло на обсуждение и осознание того, что узор можно использовать и «продавать». Стилизованный узор стал нескучным и интересным и лег в основу новой линейки сувенирной продукции «Вятское настроение». Платки со стилизованным узором стали неотъемлемой частью стиля сотрудников ТИЦа Вятки. Индия – лидер по развитию народных художественных промыслов, там созданы крафтовые деревни. В Японии – занятие НХП является самым высокооплачиваемым трудом. Существуют две точки зрения на сувенир: для покупателя и для производителя. Основа сувенирного магазина – быть не таким как все. Экспорт сувениров за границу – перспективное направление, но нужно учитывать многие моменты для организации этого процесса.

Материалы подготовлены по результатам Поездки в рамках конкурса «Музейный десант» благотворительной программы «Музей без границ» Благотворительного фонда Владимира Потанина»

Поделиться: