Перейти к содержимому

Музей изобразительных искусств Республики Карелия

«Анфас» и «профиль» альтернативной коммуникации

аутизм, рас, планик, альтернативная коммуникация, culture open

Музей продолжает серию пилотных занятий для детей с расстройством аутистического спектра (РАС) с использованием метода визуальной поддержки и альтернативной коммуникации с помощью карточек PECS (Picture Exchange Communication System).

Дело в том, что несколько лет подряд музей принимал группы детей с расстройством аутистического спектра (РАС)  в индивидуальном порядке. За это время был накоплен небольшой, но уникальный опыт. Занятия были высоко оценены родителями. Возникла необходимость создать более комфортную среду для принятия таких посетителей.

Сотрудники музея совместно с представителями проекта ПЛАНИК несколько месяцев разрабатывали новую услугу для людей с РАС. Команде проекта удалось создать визуальные пособия для проведения экскурсий и творческих практических мастер-классов специально для работы в художественном музее.

 Новая пилотная группа детей с РАС в сопровождении родителей и волонтеров посетила уникальную выставку «Вселенная «Калевала». С помощью индивидуальных планшетов ребятам легче воспринимать полученную информацию, ответить на вопросы и даже выразить эмоции! Образы на карточках визуально понятны даже маленьким, при этом, они яркие и удобные.

На выставке ребята не только познакомились с главными героями эпоса «Калевала» — Вяйнямейненым, Илмариненым, Леммикяйненым, Айно и другими, но и научиться отличать живопись от графики, портрет от пейзажа, понять, что такое «анфас» и «профиль». Многие впервые видели декоративное кантеле  и другие музыкальные инструменты.

Ребят удивила «мельница Сампо», каждый выразил свое мнение, что ему нужно для счастья.

Не только альтернативная коммуникация создает комфортную атмосферу на занятии, специальныйемягкие пуфики и утяжеленные наплечники помогают расслабиться и сконцентрироваться. Дополнительное оборудование способствует лучшему усвоению информации и созданию благоприятной среды для проведения экскурсии.

Педагог – Светлана Зубарева с помощь папки учителя и более крупных карт, легко познакомила детей с планом занятия и системой работы. Экскурсия завершилась графическим мастер-классом, где каждый создавал сказочную «калевальскую» щуку.

Родители отметили более высокую концентрацию внимания у детей с РАС с использованием метода визуальной поддержки и альтернативной коммуникации.

Реализация инициативы возможна благодаря участию музея в проекте «Создание новых устойчивых инклюзивных культурных сервисов для особых целевых групп» (Culture Open — Creating Culture Together) КА 3018, реализуемого в рамках Программы приграничного сотрудничества «Карелия» в 2018-2020 годах совместно с Карельским региональным институтом непрерывного профессионального образования ПетрГУ, муниципальными учреждениями культуры и Администрацией г. Йоэнсуу.

Поделиться: