Искусство в режиме онлайн

Музей изобразительных искусств Республики Карелия предоставляет уникальную возможность послушать онлайн-лекции искусствоведов из Петербурга.

{spoiler title=12 марта 2013 в 12:00. «Звучащее вещество. Выставка современных художников в Мраморном дворце»}

Выставка призвана очертить территорию, на которой пересекаются пути цвета и звука, оптики и акустики, музыки и изобразительного искусства. 

Экспозиция, в создании которой принимают участие различные музейные собрания, а также художники, композиторы и музыканты Москвы и Петербурга, призвана стать продолжением экспериментов представителей русского авангарда начала ХХ века, а также современных опытов пространственной организации и визуализации звука на выставках и различных мультимедийных акциях, проходивших в последние несколько лет в разных городах России. По сравнению с этими проектами выставка в Русском музее отмечена большим числом участников, а также расширенным диапазоном тенденций и явлений, где наряду с мультимедийными объектами показаны произведения, представляющие традиционные техники и виды искусства (живопись, графика, коллаж, скульптура).

В экспозицию вошли авторские нетрадиционные музыкальные инструменты, видеопроекты композиторов, образцы звучащей скульптуры, цветомузыкальные эксперименты, визуально-акустические объекты и инсталляции. Также впервые демонстрируются проекты, основанные на переводе звуковых импульсов в изображение, а двигательных – в звучание, видеоперформансы и «звучащие» костюмы.

Лектор: Александр Давидович Боровский, заведующий отделом новейших течений Государственного Русского музея, кандидат искусствоведения, заслуженный деятель искусств, член-корреспондент Российской Академии Художеств. В Государственном Русском музее с 1989 года заведует Отделом новейших течений, курирует основные программы Дирекции по репрезентации актуального искусства, в том числе проект «Музей Людвига в Русском музее» — экспозиция дара семьи Людвигов — и серию выставок современного западного искусства. Член жюри премий «Инновация», «Премия Кандинского», «Премия Курёхина», «ArsFennica». Автор более 400 работ по истории искусства XX века, а также критических статей и статей в каталогах по современному искусству.

{/spoiler}

{spoiler title=19 марта 2013 в 10:00. «Явление примитива в русском искусстве XVIII — первой половины XIX в.в.»}

Многоликое искусство примитива достойно представлено в коллекции живописи Русского музея. Лекция посвящена особенностям бытования этого явления в русском искусстве XVIII — первой половины XIX вв.

Лектор: Анна Владимировна Прозорова, ведущий методист сектора методики экскурсионной лекционной работы музея, искусствовед. В Государственном Русском музее с 1989 года. Имеет большой опыт экскурсионной и педагогической работы. Автор образовательных и научно-методических программ.

{/spoiler}

{spoiler title=26 марта в 12:00. «Музей Людвига как первый музей современного искусства современной России»}

Когда в начале 1950-х годов Петер и Ирэне Людвиг приобрели первые произведения искусства, они еще не могли представить себе далеко идущие последствия своего поступка. Высококвалифицированные историки искусства (Петер Людвиг в 1950 году написал диссертацию о Пикассо) собирали вначале только искусство Средневековья

«Музей Людвига в Русском музее» был открыт для посетителей 10 марта 1995 года в Мраморном дворце. Его основу составили произведения современных художников Европы, России и Америки, подаренные Русскому музею известными немецкими коллекционерами Петером и Ирэной Людвиг. «Музей Людвига в Русском музее» является постоянной экспозицией искусства конца XX века, которая дает возможность проследить развитие русского искусства в контексте мировой художественной культуры.

Лектор: Салтанова Мария Валерьевна, старший научный сотрудник отдела новейших течений Русского музея.{/spoiler}

{spoiler title=23 апреля 2013. «С чего все начиналось… Шестидесятники»}

Лектор: Александр Давидович Боровский, заведующий отделом новейших течений Государственного Русского музея, кандидат искусствоведения, заслуженный деятель искусств, член-корреспондент Российской Академии Художеств. В Государственном Русском музее с 1989 года заведует Отделом новейших течений, курирует основные программы Дирекции по репрезентации актуального искусства, в том числе проект «Музей Людвига в Русском музее» — экспозиция дара семьи Людвигов — и серию выставок современного западного искусства. Член жюри премий «Инновация», «Премия Кандинского», «Премия Курёхина», «ArsFennica». Автор более 400 работ по истории искусства XX века, а также критических статей и статей в каталогах по современному искусству.

{/spoiler}

{spoiler title=22 мая 2013. «Без барьеров. Российское искусство 1985-2000»}

Выставка призвана представить отечественное изобразительное искусство переломного периода, которым стал в истории нашей страны конец ХХ века. С распадом СССР искусство получило возможность существовать без цензурных барьеров и идеологических рамок. В результате сложилась картина мозаичного, не структурированного многообразия, где самые разные художники оказались в равной ситуации свободного самоопределения. Основу экспозиции составили произведения живописи и скульптуры – видов искусства, претерпевших в те годы наиболее значительные изменения. Этот выбор продиктован спецификой собрания Русского музея, а также возможностью выявить характерные для искусства 1985–2000 годов контрасты и пересечения традиций и инноваций.

Лектор: Алексей Алексеевич Курбановский, доктор философских наук, искусствовед, критик, переводчик, главный научный сотрудник Государственного Русского музея, автор многочисленных статей по рок-музыке. В 1977 году закончил Институт живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина. С 1990 года работает в Государственном Русском музее. В 2002 и 2003 годах преподавал историю русского искусства в университетах США. Опубликовал более 180 статей по истории отечественного искусства и современной художественной жизни, автор книг «Искусствознание как вид письма» (СПб., 2000), «Незапный мрак» (СПб., 2007).{/spoiler}

{spoiler title=17 октября 2013. «Под воспаленным прахом». Археология масонского взгляда: «Последний день Помпеи» К.П. Брюллова}

Автор исходит из предположения о том, что наибольшие загадки таят те произведения искусства, мимо которых зритель в музее проходит поспешно, полагая, что о них уже все известно. Одним из таких знаменитых, но неоднозначных памятников является картина К.П. Брюллова «Последний день Помпеи».

Созданная в эпоху расцвета русского романтизма, картина отразила и отзвук кантовско-шиллеровского рассуждения о «возвышенном» (превосходящем силы и масштаб человека), и традиционный интерес к античности. После того, как раскопки Помпей открыли множество эротических артефактов, древняя катастрофа стала рассматриваться как Божья кара и сопоставляться с разрушением греховного Содома. В России свежи были воспоминания об Отечественной войне 1812 года, интерпретированной как «суд Божий на ледяных полях». Эти и подобные провиденциальные настроения питали эзотерическую традицию, прикосновенность скрытому знанию, к которой имело прямое отношение семейство Брюлловых (и отец, и братья Карл и Александр входили в масонские ложи). В лекции излагается и обосновывается трактовка картины «Помпея» как масонской аллегории «Разрушение града нечестивого», разъясняется тайный «масонский смысл» ряда деталей, которые посвященными могли пониматься как мистические символы. Такое прочтение обогащает наше знание духовной атмосферы эпохи и позволяет расширить панораму «визуальных режимов и практик» европейского романтизма.

Лектор: Алексей Алексеевич Курбановский —  доктор философских наук, критик, переводчик, главный научный сотрудник Государственного Русского музея, автор многочисленных статей по рок-музыке. В 1977 году закончил Институт живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина. С 1990 года работает в Государственном Русском музее. В 2002 и 2003 годах преподавал историю русского искусства в университетах США. Опубликовал более 180 статей по истории отечественного искусства и современной художественной жизни, автор книг «Искусствознание как вид письма» (СПб., 2000), «Незапный мрак» (СПб., 2007).{/spoiler}

{spoiler title=24 октября 2013 в 11:00. «Александр Головин»}

Лектор: Елена Валерьевна Станкевич, заведующий сектором методики экскурсионно-лекционной работы музея, искусствовед. Работает в Государственном Русском музее с 1989 года. Имеет большой опыт экскурсионной и педагогической работы. Автор научно-образовательных и методических программ. Автор электронного курса лекций «Русский авангард. Государственный Русский музей» (Диплом фестиваля творческого интерактивного мультимедиа контента «КОНТЕНТ–2009», победитель в номинации «Мир увлечений»), «Сады Русского музея» (2010).

{/spoiler}

{spoiler title=21 ноября 2013 в 11:00. «Филипп Малявин»}

Лектор: Лазуко Альбина Кузьминична, ведущий методист сектора методики экскурсионной лекционной работы музея, искусствовед.

{/spoiler}

{spoiler title=Декабрь 2013. «Малевич до и после квадрата»}

Лектор: Анна Владимировна Прозорова, ведущий методист сектора методики экскурсионной лекционной работы музея, искусствовед. В Государственном Русском музее с 1989 года. Имеет большой опыт экскурсионной и педагогической работы. Автор образовательных и научно-методических программ.

{/spoiler}

Стоимость: 50 рублей.

Всем студентам вход СВОБОДНЫЙ!

Поделиться: