Перейти к содержимому

Музей изобразительных искусств Республики Карелия

Бесплатные экскурсии каждый четверг июля (18.00) по выставке «Императрица Мария Федоровна — художник и коллекционер»

Великий князь Александр Александрович Романов был вторым сыном Александра II и императрицы Марии Александровны и готовился, главным образом, к военной карьере. Неожиданная смерть старшего брата Николая Александровича в 1865 году резко изменила ситуацию: Александр Александрович становится цесаревичем и наследником престола. Ответственность, чувство долга, стремление нравственно соответствовать той высоте положения, на которую он был вознесен волею судьбы, – всё это побудило Александра заняться самообразованием, и он с жадным интересом обратился к чтению книг по истории, философии, эстетике и другим научным отраслям.

Большую роль в пробуждении у будущего императора интереса к изобразительному искусству сыграли два близких ему человека: его супруга – великая княгиня Мария Федоровна и замечательный русский маринист, выдающийся мастер пленэрной живописи Алексей Петрович Боголюбов, который руководил занятиями живописью самого Александра Александровича и Марии Фёдоровны.

Александр Александрович и Мария Федоровна искренне любили искусство, и эта любовь, естественно, распространялась на тех, кто искусству служил. Посещая выставки и мастерские, путешествуя или пребывая в тесном семейном кругу, императорская чета всегда находила время для общения с художниками, неизменно присутствовавшими в их окружении.

Владение живописным мастерством помогало царствующим особам совершенствовать художественный вкус, прививало им интерес к проблемам художественного просвещения. Не без участия А.П.Боголюбова цесаревич и цесаревна увлеклись коллекционированием. Поэтому не случайно, что именно Марии Фёдоровне и Александру III принадлежит идея создания в Санкт-Петербурге Всенародного музея русского искусства на основе многочисленных личных коллекций императорской семьи. В 1883 году Александр III в разговоре с Боголюбовым сказал: «…я часто и серьезно думаю о необходимости создания в Петербурге музея русского искусства. Москва имеет, положим, частную, но прекрасную галерею Третьякова, которую, я слышал, он завещает городу. А у нас ничего нет». Этот будущий музей виделся не только как хранилище произведений искусства, но и как выставочный центр, стены которого были бы открыты для всего нового и талантливого. Александр III, вступая в соревнование с Третьяковым, стремился быть первым посетителем и покупателем на всех выставках.

Многие коллекции, собранные Марией Федоровной и Александром Александровичем, после смерти императора пополнили собрание будущего Русского музея, открывшегося уже при их сыне – Николае II в 1895 году (для посетителей – 19 марта 1898 года).

Часть большой коллекции императорской семьи находилась в Аничковом дворце Санкт Петербурга, который еще в 1866 году стал резиденцией цесаревича Александра Александровича и цесаревны Марии Федоровны. Там родились их дети, там они росли и получали образование. После того как цесаревич в 1881 году стал императором Александром III, Аничков дворец сохранил свой статус «личной» императорской резиденции. Дворец был местом хранения собранных венценосной семьей произведений живописи и декоративно-прикладного искусства русских и западноевропейских мастеров, а также и творческого наследия самой Марии Фёдоровны.

Музею изобразительных искусств РК несказанно повезло: 90 лет назад шедевры дворцовой коллекции прибыли в Петрозаводск, а с 1960 года получили постоянную «прописку» в фондах музея. Сейчас эти уникальные произведения русского искусства Вы можете увидеть на выставке «Мария Федоровна. Художник и коллекционер».

В июле каждый четверг в 18-00 на выставке будут проходить бесплатные экскурсии куратора выставки — Людмилы Никифоровой. Вход по билету на выставку.

Поделиться: