Перейти к содержимому

Музей изобразительных искусств Республики Карелия

Путешествие с художником: Нойбранденбург

Сегодня приглашаем вас отправиться в путешествие с нашими карельскими художниками В.Чекмасовым и Б.Акбулатовым в Нойбранденбург, город в Германии, в земле Мекленбург-Передняя Померания.

Город Нойбранденбург является побратимом Петрозаводска с 1983 года. Однако путь к официальному оформлению побратимских отношений был долгим. Уже начиная с конца 1960-х годов, Петрозаводск и Нойбранденбург связывают крепкие узы. Помимо обмена официальными делегациями, в гости к друг другу ездили коллективы художественной самодеятельности и профессиональные артисты, члены обществ дружбы, представители предприятий, врачи, педагоги, пекари и кондитеры. Пионеры тоже менялись местами: мы ездили в международный пионерский лагерь имени Клима Ворошилова, а немецкие ребятишки-тельмановцы приезжали в сямозерскую «Радугу».

В 1970-е годы города обменялись даже улицами: в Нойбранденбурге появилась улица Петрозаводская, а в нашем городе — переулок Ремесленный, переименованный в улицу Нойбранденбургскую.

Акулов Э.А. Дни дружбы Карелия - Нойбранденбург. Декоративная плакетка. 1977
Акулов Э.А. Дни дружбы Карелия — Нойбранденбург. Декоративная плакетка. 1977

Конечно, в такую интересную сферу деятельности, общения и творчества включились и карельские художники: совместные пленэры, выставки, мастер-классы, обмен опытом, поиск новых впечатлений и почвы для вдохновения. Поездок карельских художников было несколько, но мы сегодня будем вспоминать путешествие 1980 года Бориса Акбулатова и Валентина Чекмасова, ведь произведения именно с этой поездки хранятся в наших фондах.

Нойбранденбург – уютный немецкий город. Интересно, что в его названии есть слово «новый», однако основан город был рыцарем Хербордом фон Равеном еще в 13 веке. Вокруг поселения выросла крепостная стена, была построена церковь и ратуша. А местные пивовары открыли торговлю пивом. Жизнь закипела.

Нойбранденбург называют городом четырех ворот. Старая городская крепость – это высокие стены красного кирпича около семи метров высотой, с охранными башнями и воротами. Сверху город выглядит как циферблат часов. Чтобы вы смогли это представить, предлагаем рассмотреть линогравюры немецкого художника графика Вернера Шинко (1929-2016) из коллекции Музея ИЗО РК.

Шинко Вернер. Город Нойбранденбург. 1973
Шинко Вернер. Город Нойбранденбург. 1973

Именно таким городом, в котором легко уживались старинные и современные здания, предстал Нойбранденбург перед нашими художниками. Валентин Сергеевич Чекмасов вспоминает, что их сразу увезли из Нойбранденбурга в небольшую сельскую общину в 30 километрах от города, где их ждали многочисленные встречи с местными художниками и творчество. «Мы все время писали, писали, писали», — рассказывает художник. В фондах Музея хранится городской пейзаж из Нойбранденбурга, представляющий тихий провинциальный город Германской Демократической Республики. Мощеные улочки, интересная архитектура зданий, чистота и порядок, которые всегда поражали советских туристов. И только старое неживое дерево напоминает о событиях 1945 года, когда здесь шли ожесточенные бои за освобождение Европы от фашизма.

Чекмасов Валентин Сергеевич. Будни Нойбранденбурга (ГДР). 1980
Чекмасов Валентин Сергеевич. Будни Нойбранденбурга (ГДР). 1980

Валентин Чекмасов известен прекрасным исполнением портретов наших современников. В Нойбранденбурге мастер также написал два портрета, один из которых находится в нашем музейном собрании. Председатель кооператива округа Нойбранденбург Рудольф Хайш занимался организацией приема художников из Петрозаводска. «Писать портреты было сложно, — вспоминает Валентин Сергеевич, — мешал языковой барьер. Я же не знаю немецкого языка. Мне помогали, переводили».

Чекмасов Валентин Сергеевич. Рудольф Хайш - председатель кооператива округа Нойбранденбург. 1980
Чекмасов Валентин Сергеевич. Рудольф Хайш — председатель кооператива округа Нойбранденбург. 1980

Борис Равильевич Акбулатов провел в округе Нойбранденбург больше времени и вспоминал, как его поразил сам город. Именно слияние старой архитектуры и современной жизни города создавало неповторимый образ Нойбранденбурга. Крепостная стена и ворота постоянно притягивали внимание художника, и он создает несколько офортов.

Штаргардские ворота, южные ворота крепости, построены в стиле северо-германской кирпичной готики. Они ведут на дорогу в Штаргард, благодаря чему и получили своё название. Интересно, что старое название этих ворот — Вендские — происходит от славянского народа вендов, остатки населения которых когда-то давно жили к югу от города.

Исследователи истории архитектуры доказали, что ворота были построены в начале 14 века. В воротах работала таможня. Рядом за пределами крепости находились две мельницы, сукновальня и кузница.

Трехъярусные 24-метровые ворота имеют слегка трапециевидную планировку и относительно просты. Особенностью их являются девять терракотовых женских фигур в натуральную величину с распахнутыми объятьями. Нахождение на воротах этих фигур – одна из загадок города. Некоторые предполагают, что это образы монахинь Ванцкского монастыря, который был как раз к югу от города. Кто-то считает, что женские фигуры могут быть данью уважения и памяти к праздничному въезду в город именно через эти ворота юной Беатрикс, невесты Генриха Мекленбургского. А может, это просто ангелы, благословляющие всех входящих и выходящих.

Акбулатов Борис Равильевич. Штангардер Тор. 1980
Акбулатов Борис Равильевич. Штангардер Тор. 1980

Самые молодые из всех ворот естественно называются Новыми, хоть и возраст их уже весьма почтенный. Они появились в городских укреплениях во второй половине 15-го века. Высота «гребня» ворот 19 метров, проход – типичная позднеготическая арка. Новые ворота пострадали в своей жизни больше других ворот крепости. Первый удар пришелся на период нападения неприятеля в годы Тридцатилетней войны. В 19 веке решили переделать фронтон, а в 20 веке старинный свод арки заменили гладким бетонным потолком, внутрь ворот ввели шахту лифта. Сегодня здание ворот используется Обществом немецкого писателя, поэта и драматурга, одного из основоположников современной литературы на нижненемецком языке — Фрица Рейтера.

Ряд глухих ниш также заполнен женскими фигурами из терракоты. Фигуры Новых ворот пластичны, имеют разные размеры, и их всего восемь, средняя, девятая фигура отсутствует. На ее месте находится небольшое арочное окно. Также как и на Штаргардских воротах фигуры с благословением протягивают руки к городу.

Акбулатов Борис Равильевич. Нойес Тор. 1980
Акбулатов Борис Равильевич. Нойес Тор. 1980

В офортах Бориса Равильевича хорошо видно, как старинная архитектура соседствует с современным городом. Мимо готических ворот едут автомобили. Из-за густых зарослей выглядывают дома из панелей и бетона.

На следующем офорте парочка на мотоцикле «летит» по кривой улочке маленького мекленбургского городка Пенцлин в 20 километрах от Нойбранденбурга. Старинный городок, известный с 12 века, произошел из поселения полабских славян. В историческом центре Пенцлина сохранились средневековый старый замок и готические храмы.

Маленький Пенцлин имеет большую славу мрачного города. Именно здесь проходил самый длинный в истории охоты на ведьм процесс – 12 лет. А в местном музее выставлен обширный список жертв этой страшной войны против женщин, которая, буквально, полыхала в 15-16 веках в Мекленбурге.

Сейчас это образцовый современный город. Замок и исторический центр отреставрированы. Мотоциклисты несутся мимо аккуратных домиков бюргеров, за которым виднеется церковь Святой Марии 13 века. Раннеготическая постройка хорошо сохранилась, в том числе и внутреннее убранство. Старинная архитектура соседствует с новостройками, мрачные страницы истории ушли в прошлое, маленький немецкий городок ведет свою тихую провинциальную жизнь.

Акбулатов Борис Равильевич. Молодые мотоциклисты. 1980
Акбулатов Борис Равильевич. Молодые мотоциклисты. 1980

Еще один городской пейзаж Нойбранденбурга Борис Равильевич Акбулатов исполнил сангиной и углем. Перед нами предстает современный город, высокие дома, путепроводы, парковки. А на втором плане высится готический полуразрушенный храм – некогда главная городская приходская церковь Святой Марии. В 1980 году именно так она и выглядела – печально доминировала над городом: 90 метров высотой, самое высокое сооружение Нойбранденбурга с 13 века и до сих пор.

Церковь Святой Марии неоднократно подвергалась частичным разрушениям в годы многочисленных войн и пожаров, но каждый раз восстанавливалась. В ходе боев 1945 годахрам был частично разрушен, остались наружные стены и основание башни. Именно таким его и увидел наш художник. Сейчас положение изменилось. После длительной двадцатилетней реставрации церковь, наконец, обрела свой традиционный вид, а в конце 1990-х годов в ней открыли концертный зал. Сегодня самое высокое здание гордо и мощно простирается в небо, и внешне ничто не напоминает о его тяжёлом прошлом.

Акбулатов Борис Равильевич. Городской пейзаж Нойбранденбурга. 1980
Акбулатов Борис Равильевич. Городской пейзаж Нойбранденбурга. 1980

Борис Равильевич тепло вспоминает о художнике Вольфраме Шуберте, в те годы возглавлявшем ассоциацию художников ГДР. Шуберт помогал нашим художникам, это именно он снимал все языковые барьеры – хорошо понимая и говоря по-русски. Разгадка заключается в том, что в 1944 году восемнадцатилетним новобранцем он попал на восточный фронт в составе войск вермахта и почти сразу оказался в плену. Как и многие подобные военнопленные до 1949 года он участвовал в восстановлении советской экономики. За время плена и работы в СССР Вольфрам Шуберт и выучил русский язык.

После возвращения на родину, он окончил факультет живописи в Берлинском университете прикладного искусства. Проживает в округе Нойбранденбург. Долгие годы занимал пост председателя Ассоциации изобразительных художников ГДР. В 1980 году Вольфрам побывал в Петрозаводске, где написал несколько пейзажей, один из которых, посвященный Соломенному, был передан в фонды нашего музея. Художнику 94 года, он еще полон сил и планов. «Я хочу рисовать и рисовать, воссоздавать формы и цвета в пейзажах и с людьми», — пишет он в своей книге «Я хочу», изданной в прошлом году.

Шуберт Вольфрам. Пейзаж Соломенного. 1980
Шуберт Вольфрам. Пейзаж Соломенного. 1980

Текст подготовлен Людмилой Никифоровой, заведующей экспозиционно-выставочным отделом Музея ИЗО РК

О путешествии в Суздаль читайте по ССЫЛКЕ.

Поделиться: