Сегодня приглашаем вас отправиться в путешествие с нашими карельскими художниками В.Чекмасовым и Б.Акбулатовым в Нойбранденбург, город в Германии, в земле Мекленбург-Передняя Померания.
Город Нойбранденбург является побратимом Петрозаводска с 1983 года. Однако путь к официальному оформлению побратимских отношений был долгим. Уже начиная с конца 1960-х годов, Петрозаводск и Нойбранденбург связывают крепкие узы. Помимо обмена официальными делегациями, в гости к друг другу ездили коллективы художественной самодеятельности и профессиональные артисты, члены обществ дружбы, представители предприятий, врачи, педагоги, пекари и кондитеры. Пионеры тоже менялись местами: мы ездили в международный пионерский лагерь имени Клима Ворошилова, а немецкие ребятишки-тельмановцы приезжали в сямозерскую «Радугу».
В 1970-е годы города обменялись даже улицами: в Нойбранденбурге появилась улица Петрозаводская, а в нашем городе — переулок Ремесленный, переименованный в улицу Нойбранденбургскую.
Конечно, в такую интересную сферу деятельности, общения и творчества включились и карельские художники: совместные пленэры, выставки, мастер-классы, обмен опытом, поиск новых впечатлений и почвы для вдохновения. Поездок карельских художников было несколько, но мы сегодня будем вспоминать путешествие 1980 года Бориса Акбулатова и Валентина Чекмасова, ведь произведения именно с этой поездки хранятся в наших фондах.
Нойбранденбург – уютный немецкий город. Интересно, что в его названии есть слово «новый», однако основан город был рыцарем Хербордом фон Равеном еще в 13 веке. Вокруг поселения выросла крепостная стена, была построена церковь и ратуша. А местные пивовары открыли торговлю пивом. Жизнь закипела.
Нойбранденбург называют городом четырех ворот. Старая городская крепость – это высокие стены красного кирпича около семи метров высотой, с охранными башнями и воротами. Сверху город выглядит как циферблат часов. Чтобы вы смогли это представить, предлагаем рассмотреть линогравюры немецкого художника графика Вернера Шинко (1929-2016) из коллекции Музея ИЗО РК.
Именно таким городом, в котором легко уживались старинные и современные здания, предстал Нойбранденбург перед нашими художниками. Валентин Сергеевич Чекмасов вспоминает, что их сразу увезли из Нойбранденбурга в небольшую сельскую общину в 30 километрах от города, где их ждали многочисленные встречи с местными художниками и творчество. «Мы все время писали, писали, писали», — рассказывает художник. В фондах Музея хранится городской пейзаж из Нойбранденбурга, представляющий тихий провинциальный город Германской Демократической Республики. Мощеные улочки, интересная архитектура зданий, чистота и порядок, которые всегда поражали советских туристов. И только старое неживое дерево напоминает о событиях 1945 года, когда здесь шли ожесточенные бои за освобождение Европы от фашизма.
Валентин Чекмасов известен прекрасным исполнением портретов наших современников. В Нойбранденбурге мастер также написал два портрета, один из которых находится в нашем музейном собрании. Председатель кооператива округа Нойбранденбург Рудольф Хайш занимался организацией приема художников из Петрозаводска. «Писать портреты было сложно, — вспоминает Валентин Сергеевич, — мешал языковой барьер. Я же не знаю немецкого языка. Мне помогали, переводили».
Борис Равильевич Акбулатов провел в округе Нойбранденбург больше времени и вспоминал, как его поразил сам город. Именно слияние старой архитектуры и современной жизни города создавало неповторимый образ Нойбранденбурга. Крепостная стена и ворота постоянно притягивали внимание художника, и он создает несколько офортов.
Штаргардские ворота, южные ворота крепости, построены в стиле северо-германской кирпичной готики. Они ведут на дорогу в Штаргард, благодаря чему и получили своё название. Интересно, что старое название этих ворот — Вендские — происходит от славянского народа вендов, остатки населения которых когда-то давно жили к югу от города.
Исследователи истории архитектуры доказали, что ворота были построены в начале 14 века. В воротах работала таможня. Рядом за пределами крепости находились две мельницы, сукновальня и кузница.
Трехъярусные 24-метровые ворота имеют слегка трапециевидную планировку и относительно просты. Особенностью их являются девять терракотовых женских фигур в натуральную величину с распахнутыми объятьями. Нахождение на воротах этих фигур – одна из загадок города. Некоторые предполагают, что это образы монахинь Ванцкского монастыря, который был как раз к югу от города. Кто-то считает, что женские фигуры могут быть данью уважения и памяти к праздничному въезду в город именно через эти ворота юной Беатрикс, невесты Генриха Мекленбургского. А может, это просто ангелы, благословляющие всех входящих и выходящих.
Самые молодые из всех ворот естественно называются Новыми, хоть и возраст их уже весьма почтенный. Они появились в городских укреплениях во второй половине 15-го века. Высота «гребня» ворот 19 метров, проход – типичная позднеготическая арка. Новые ворота пострадали в своей жизни больше других ворот крепости. Первый удар пришелся на период нападения неприятеля в годы Тридцатилетней войны. В 19 веке решили переделать фронтон, а в 20 веке старинный свод арки заменили гладким бетонным потолком, внутрь ворот ввели шахту лифта. Сегодня здание ворот используется Обществом немецкого писателя, поэта и драматурга, одного из основоположников современной литературы на нижненемецком языке — Фрица Рейтера.
Ряд глухих ниш также заполнен женскими фигурами из терракоты. Фигуры Новых ворот пластичны, имеют разные размеры, и их всего восемь, средняя, девятая фигура отсутствует. На ее месте находится небольшое арочное окно. Также как и на Штаргардских воротах фигуры с благословением протягивают руки к городу.
В офортах Бориса Равильевича хорошо видно, как старинная архитектура соседствует с современным городом. Мимо готических ворот едут автомобили. Из-за густых зарослей выглядывают дома из панелей и бетона.
На следующем офорте парочка на мотоцикле «летит» по кривой улочке маленького мекленбургского городка Пенцлин в 20 километрах от Нойбранденбурга. Старинный городок, известный с 12 века, произошел из поселения полабских славян. В историческом центре Пенцлина сохранились средневековый старый замок и готические храмы.
Маленький Пенцлин имеет большую славу мрачного города. Именно здесь проходил самый длинный в истории охоты на ведьм процесс – 12 лет. А в местном музее выставлен обширный список жертв этой страшной войны против женщин, которая, буквально, полыхала в 15-16 веках в Мекленбурге.
Сейчас это образцовый современный город. Замок и исторический центр отреставрированы. Мотоциклисты несутся мимо аккуратных домиков бюргеров, за которым виднеется церковь Святой Марии 13 века. Раннеготическая постройка хорошо сохранилась, в том числе и внутреннее убранство. Старинная архитектура соседствует с новостройками, мрачные страницы истории ушли в прошлое, маленький немецкий городок ведет свою тихую провинциальную жизнь.
Еще один городской пейзаж Нойбранденбурга Борис Равильевич Акбулатов исполнил сангиной и углем. Перед нами предстает современный город, высокие дома, путепроводы, парковки. А на втором плане высится готический полуразрушенный храм – некогда главная городская приходская церковь Святой Марии. В 1980 году именно так она и выглядела – печально доминировала над городом: 90 метров высотой, самое высокое сооружение Нойбранденбурга с 13 века и до сих пор.
Церковь Святой Марии неоднократно подвергалась частичным разрушениям в годы многочисленных войн и пожаров, но каждый раз восстанавливалась. В ходе боев 1945 годахрам был частично разрушен, остались наружные стены и основание башни. Именно таким его и увидел наш художник. Сейчас положение изменилось. После длительной двадцатилетней реставрации церковь, наконец, обрела свой традиционный вид, а в конце 1990-х годов в ней открыли концертный зал. Сегодня самое высокое здание гордо и мощно простирается в небо, и внешне ничто не напоминает о его тяжёлом прошлом.
Борис Равильевич тепло вспоминает о художнике Вольфраме Шуберте, в те годы возглавлявшем ассоциацию художников ГДР. Шуберт помогал нашим художникам, это именно он снимал все языковые барьеры – хорошо понимая и говоря по-русски. Разгадка заключается в том, что в 1944 году восемнадцатилетним новобранцем он попал на восточный фронт в составе войск вермахта и почти сразу оказался в плену. Как и многие подобные военнопленные до 1949 года он участвовал в восстановлении советской экономики. За время плена и работы в СССР Вольфрам Шуберт и выучил русский язык.
После возвращения на родину, он окончил факультет живописи в Берлинском университете прикладного искусства. Проживает в округе Нойбранденбург. Долгие годы занимал пост председателя Ассоциации изобразительных художников ГДР. В 1980 году Вольфрам побывал в Петрозаводске, где написал несколько пейзажей, один из которых, посвященный Соломенному, был передан в фонды нашего музея. Художнику 94 года, он еще полон сил и планов. «Я хочу рисовать и рисовать, воссоздавать формы и цвета в пейзажах и с людьми», — пишет он в своей книге «Я хочу», изданной в прошлом году.
Текст подготовлен Людмилой Никифоровой, заведующей экспозиционно-выставочным отделом Музея ИЗО РК
О путешествии в Суздаль читайте по ССЫЛКЕ.