Перейти к содержимому

Музей изобразительных искусств Республики Карелия

Головные уборы к новой программе «Наряды Севера»

В Музее изобразительных искусств Карелии продолжается работа по подготовке новой программы «Наряды Севера». Мы уже рассказывали вам, что в рамках новой интерактивной программы гости смогут изучить и полюбоваться традиционными костюмами из коллекции Музея, поучаствовать в мастер-классе, узнать, как правильно и в каком порядке надевать предметы старинного костюма.

Совсем скоро гости Музея изобразительных искусств Карелии смогут познакомиться с новой интерактивной программой «Наряды Севера», где можно будет не только изучить и полюбоваться традиционными костюмами из коллекции Музея, но и поучаствовать в мастер-классе, узнать, как правильно и в каком порядке надевать предметы старинного костюма. А пока мы рассказываем вам, как идёт реализация проекта.

Сегодня речь пойдёт о краеугольном камне народного костюма – головном уборе. Именно с головными уборами — мужскими и женскими, девичьими — связано большинство ошибок современных любителей старины.

Мужчины носили картузы и шляпы. Но почему-то часто про них забывают совсем. Картуз изготавливался из фабричного сукна на подкладке с жестким козырьком.

«Уж сколько раз твердили миру…», что женщины не могли надевать девичьи головные уборы. Теперь намного реже, но всё-таки ещё можно увидеть даму с челкой, виднеющейся из-под короны с открытой тыльной частью. Про такую бы сказали раньше «опростоволосилась», то есть опозорилась, «вышла на люди с простой головой» — неубранными волосами.

Для нашей программы изготовлен повойник, характерный для пудожского региона. Повойник — головной убор замужних женщин в виде мягкой шапочки. Он полностью закрывал волосы, которые заплетались в две косы и укладывались венчиком на голове.

Самые красивые головные уборы носили девицы. Это могли быть красивые повязки и великолепные венцы с поднизью. Венец изготавливался на основе из бересты или картона, которая обтягивалась тканью и украшалась речным жемчугом, бисером, разноцветными каменьями. Венец надевался на лоб и завязывался на затылке, при этом макушка головы оставалась открытой. Поднизь — сетка, сплетенная из конского волоса и нанизанного на
него речного жемчуга и бисера, — надевалась вместе с венцом.

Куратор программы Марина Сергеевна Коршакова.

За новостями проекта следите на сайте музея или в группах Музея в социальных сетях: во ВКонтакте, в Одноклассниках и Facebook.

На фотографиях:

  1. Мужской картуз
  2. Женский повойник
  3. Девичья повязка
Поделиться: