Перейти к содержимому

Музей изобразительных искусств Республики Карелия

Инклюзивный музей: создаём тактильные копии

В начале лета Музей изобразительных искусств Республики Карелия стал победителем конкурса на создание тактильных копий музейных экспонатов программы «Особый взгляд» от Благотворительного фонда Алишера Усманова «Искусство, наука и спорт». Такие модели нужны для того, чтобы люди с нарушениями зрения могли наиболее полно воспринимать произведения живописи и скульптуры.

В настоящее время над созданием копий работают скульпторы Ольга и Михаил Шу в Москве в своей мастерской тактильных макетов. В этой мастерской создаются не привычные нам скульптуры, а именно тактильные модели и копии произведений для музеев. Скульпторы активно и плодотворно сотрудничают с ГМИИ имени Пушкина, музеем «Гараж», Музеями Московского кремля и другими музеями.

В октябре куратору проекта по созданию тактильных копий Наталье Саниной, старшему научному сотруднику Музея изобразительных искусств Карелии, удалось посетить мастерскую Ольги и Михаила Шу и «вживую» увидеть процесс создания тактильных копий.

Руководитель мастерской Ольга Шу познакомила Наталью с мастерской, где все верстаки, шкафы и другие рабочие поверхности и приспособления сделаны руками Михаила, все пространство организовано максимально рационально и удобно. Она подробно рассказала о методах и специфике своей работы, продемонстрировала работу на конструкторском кульмане, где в данный момент лепит будущую модель из скульптурного пластилина, это произведение из коллекции Музея ИЗО РК «Портрет великого князя Павла Петровича мальчиком». В ее распоряжении имеется целый арсенал инструментов: шпатели, палочки, иголочки, лопатки. В процессе лепки Ольга опытным путем находит наилучший вариант изображения. Она сама проводит тесты — закрывает глаза и обследует свою работу, определяя, все ли понятно.

Создание тактильной копии — это трудоемкий и многоэтапный процесс. Вот как его описывает Ольга: «Изначально я смотрю на изображение и стараюсь взять в руки какие-то заранее подготовленные пластилиновые пласты и пораскладывать, посмотреть. То есть все именно вот так, вживую. Когда начинаю лепить, я смотрю, может быть стоит что-то повыше-пониже сделать, что-то убрать, что-то добавить. После изготовления пластилиновая модель заливается специальным скульптурным силиконом и получают форму для массового тиража. По периметру ставятся бортики, так получается форма с углубленным зеркальным, или отрицательным, изображением. В нее уже заливают материал, из которого будет изготовлена модель. Затем ожидают, пока материал схватится. Например, пластик при заливке имеет консистенцию растительного масла и застывает через 20 минут. Постепенно жидкая масса принимает твердые, вполне четкие формы. Затем подробно прорабатываются фактура и рельеф деталей. В дальнейшем происходит процесс окрашивания при помощи компрессора с краскопультом. Процесс покрытия состоит из наложения грунта, собственно покраски и покрытия лаком. Краски используются наиболее стойкие к внешним воздействиям — на данный момент это автомобильные покрытия. Михаил и в этой области постоянно экспериментирует, ищет новые составы».

О том, зачем нужны тактильные модели и об их последующей роли в пространстве музея, Ольга говорит так: «Незрячему человеку качественная тактильная модель дает свободу самому интерпретировать произведение искусства, а не полагаться исключительно на интерпретацию зрячего. Она позволяет самостоятельно прикоснуться к общечеловеческой культуре. К тому же тактильная модель несет социальную функцию. Грамотно интегрированные в экспозицию тактильные экспонаты дают сигнал обществу, что люди с нарушением зрения — равноправные его члены» (источник: https://specialviewportal.ru/articles/articles826 ).

Встреча в мастерской прошла в очень теплой дружеской атмосфере. Мы благодарим Ольгу и Михаила Шу за сотрудничество и предоставленную возможность познакомиться с их мастерской и процессом создания тактильных копий.

В ближайшем будущем тактильные копии, изготовленные для нашего Музея по мотивам произведений из музейных коллекций, станут полноправной частью экспозиции, и каждый сможет прикоснуться к прекрасному!

Для Музея изобразительных искусств Карелии создаются тактильные копии по произведениям:
Иван Айвазовский «Феодосия. Восход солнца»,
Иосиф Браз «Портрет жены»,
Григорий Чернецов «Александр I на набережной Невы»,
неизвестный художник, «Портрет великого князя Павла Петровича мальчиком»,
«Богоматерь Одигитрия Смоленская» икона XV века.

Создание тактильных копий музейных экспонатов реализуется в рамках программы поддержки людей с нарушением зрения «Особый взгляд» благотворительного фонда Алишера Усманова «Искусство, наука и спорт».

Поделиться: