В начале лета Музей изобразительных искусств Республики Карелия стал победителем конкурса на создание тактильных копий музейных экспонатов программы «Особый взгляд» от Благотворительного фонда Алишера Усманова «Искусство, наука и спорт». Такие модели нужны для того, чтобы люди с нарушениями зрения могли наиболее полно воспринимать произведения живописи и скульптуры.
В настоящее время над созданием копий работают скульпторы Ольга и Михаил Шу в Москве в своей мастерской тактильных макетов. В этой мастерской создаются не привычные нам скульптуры, а именно тактильные модели и копии произведений для музеев. Скульпторы активно и плодотворно сотрудничают с ГМИИ имени Пушкина, музеем «Гараж», Музеями Московского кремля и другими музеями.
В октябре куратору проекта по созданию тактильных копий Наталье Саниной, старшему научному сотруднику Музея изобразительных искусств Карелии, удалось посетить мастерскую Ольги и Михаила Шу и «вживую» увидеть процесс создания тактильных копий.
Руководитель мастерской Ольга Шу познакомила Наталью с мастерской, где все верстаки, шкафы и другие рабочие поверхности и приспособления сделаны руками Михаила, все пространство организовано максимально рационально и удобно. Она подробно рассказала о методах и специфике своей работы, продемонстрировала работу на конструкторском кульмане, где в данный момент лепит будущую модель из скульптурного пластилина, это произведение из коллекции Музея ИЗО РК «Портрет великого князя Павла Петровича мальчиком». В ее распоряжении имеется целый арсенал инструментов: шпатели, палочки, иголочки, лопатки. В процессе лепки Ольга опытным путем находит наилучший вариант изображения. Она сама проводит тесты — закрывает глаза и обследует свою работу, определяя, все ли понятно.
Создание тактильной копии — это трудоемкий и многоэтапный процесс. Вот как его описывает Ольга: «Изначально я смотрю на изображение и стараюсь взять в руки какие-то заранее подготовленные пластилиновые пласты и пораскладывать, посмотреть. То есть все именно вот так, вживую. Когда начинаю лепить, я смотрю, может быть стоит что-то повыше-пониже сделать, что-то убрать, что-то добавить. После изготовления пластилиновая модель заливается специальным скульптурным силиконом и получают форму для массового тиража. По периметру ставятся бортики, так получается форма с углубленным зеркальным, или отрицательным, изображением. В нее уже заливают материал, из которого будет изготовлена модель. Затем ожидают, пока материал схватится. Например, пластик при заливке имеет консистенцию растительного масла и застывает через 20 минут. Постепенно жидкая масса принимает твердые, вполне четкие формы. Затем подробно прорабатываются фактура и рельеф деталей. В дальнейшем происходит процесс окрашивания при помощи компрессора с краскопультом. Процесс покрытия состоит из наложения грунта, собственно покраски и покрытия лаком. Краски используются наиболее стойкие к внешним воздействиям — на данный момент это автомобильные покрытия. Михаил и в этой области постоянно экспериментирует, ищет новые составы».
О том, зачем нужны тактильные модели и об их последующей роли в пространстве музея, Ольга говорит так: «Незрячему человеку качественная тактильная модель дает свободу самому интерпретировать произведение искусства, а не полагаться исключительно на интерпретацию зрячего. Она позволяет самостоятельно прикоснуться к общечеловеческой культуре. К тому же тактильная модель несет социальную функцию. Грамотно интегрированные в экспозицию тактильные экспонаты дают сигнал обществу, что люди с нарушением зрения — равноправные его члены» (источник: https://specialviewportal.ru/articles/articles826 ).
Встреча в мастерской прошла в очень теплой дружеской атмосфере. Мы благодарим Ольгу и Михаила Шу за сотрудничество и предоставленную возможность познакомиться с их мастерской и процессом создания тактильных копий.
В ближайшем будущем тактильные копии, изготовленные для нашего Музея по мотивам произведений из музейных коллекций, станут полноправной частью экспозиции, и каждый сможет прикоснуться к прекрасному!
Для Музея изобразительных искусств Карелии создаются тактильные копии по произведениям:
Иван Айвазовский «Феодосия. Восход солнца»,
Иосиф Браз «Портрет жены»,
Григорий Чернецов «Александр I на набережной Невы»,
неизвестный художник, «Портрет великого князя Павла Петровича мальчиком»,
«Богоматерь Одигитрия Смоленская» икона XV века.
И.Браз «Портрет жены». Работа из коллекции Музея Процесс создания тактильной копии по произведению И.Браза «Портрет жены»
Создание тактильных копий музейных экспонатов реализуется в рамках программы поддержки людей с нарушением зрения «Особый взгляд» благотворительного фонда Алишера Усманова «Искусство, наука и спорт».