Опыт музея
Музей изобразительных искусств Республики Карелия уже более 10 лет ведет активную деятельность по созданию доступной среды и развитию инклюзивных программ. Музей имеет возможность принимать посетителей с ограниченными возможностями здоровья. Для этого создана безбарьерная среда и работают программы, проводятся экскурсии, мастер-классы. Цель этих программ — открыть двери музея для всех посетителей, сделать его более доступным, интересным, понятным и комфортным.
Планомерная работа ведется сотрудниками по обеспечению доступности музея для посетителей с нарушениями зрения. Они сталкиваются с трудностями во время осмотра экспозиции художественного музея, поэтому испытывают необходимость в дополнительных тактильных методических материалах. Музейные занятия с использованием тактильных материалов выполняют важные дидактические функции, позволяя лучше усвоить изучаемый материал, наполняют его образным содержанием, являются иллюстративным материалом.
Предметы для тактильного осмотра в экспозиции музея
Раздел Древнерусского искусства: выполненные в иконописной мастерской доски – основа будущей иконы, пигменты для создания темперных красок, ступка для измельчения минералов и природных красителей, большая лупа и очки, необходимые для работы реставратора и пр.
Раздел Народного и декоративно-прикладного искусства Карелии: деревянная прялка, веретёна, берестяные изделия, интерпретации карельских полотенец с различными видами вышивки, элементы традиционных женских и мужских костюмов и пр.
Раздел Русского искусства: предметы и инструменты, необходимые для работы живописца — этюдник, холсты, кисти, мастихины, краски в тюбиках и пр.
Всё чаще на временных выставках появляются интерактивные зоны, в которых подобраны предметы, выполняющие роль дополнительного иллюстративного материала: природные материалы, дидактические игры, конструкторы, книги и пр. Когда к визуальному ряду добавляются тактильные материалы, это помогает лучше и быстрее усваивать и понимать тему выставки и расширять кругозор.
Для более глубокого восприятия памятников и произведений изобразительного искусства для людей с нарушениями зрения появляется потребность приобретать и изготавливать дополнительные пособия.
Рельефно-графические пособия
Первые тифлографические изображения памятников архитектуры, образов святых появились в залах Древнерусского искусства Карелии в рамках проекта «33 Николы от Холмогор до Колы» в 2012. Это рельефно-графические пособия для изучения слабовидящими посетителями. Они выполняют роль иллюстративного материала и помогают в знакомстве с экспозицией, позволяют лучше усвоить материал выставки и наполнить его образным содержанием. Подобные пособия изготовливаются из легкого материала, позволяющего получать разноуровневый рельеф, что является важным фактором формирования пространственных представлений. Материал позволяет выполнить четкий контур, передать характерные особенности и детали изучаемого объекта. Пособия, выполненые на полимерной пленке, долговечны, легко складируются и хранятся.
Рельефно-графические пособия в основном производят для образовательных учреждений, целью которых, в первую очередь, является наглядное представление информации. Они предшественники тактильных моделей, которые все чаще появляются в залах современных музеев.
Тактильные копии музейных произведений
В 2020 году Музей стал победителем конкурса на создание тактильных копий музейных экспонатов Благотворительный фонд Алишера Усманова «Искусство, наука и спорт», который проходил в рамках программы поддержки людей с нарушением зрения «Особый взгляд».
В ближайшее время в музее появятся современные тактильные копии музейных экспонатов, которые изготавливают в мастерской тактильных макетов Михаила и Ольги Шу (г. Москва). Об опыте и профессионализме этих мастеров говорит уже то, что их тактильные модели используются в ГМИИ им. Пушкина, музее современного искусства «Гараж», музеях Московского Кремля, в Эрмитаже и пр.
Музей изобразительных искусств Карелии планирует ввести тактильные копии в постоянную экспозицию с начала 2021 года, сделав музейные коллекции доступными для всех посетителей. В экспозиции будут представлены тактильные копии картин «Феодосия. Восход солнца» Ивана Айвазовского, «Портрет великого князя Павла Петровича мальчиком» неизвестного художника, «Александр I на набережной Невы» Григория Чернецова, «Портрет жены» Иосифа Браза и иконы XV века «Богоматерь Одигитрия Смоленская».
Выбор произведений был не случаен. Все они входят в состав постоянной экспозиции, а значит, доступны зрителям постоянно. Разделы русского и древнерусского искусства, из которых выбраны произведения, наиболее востребованы посетителями. Были выбраны наиболее знакомые и понятные жанры живописи: портрет (мужской и женский), пейзаж (морской и городской), а также наиболее узнаваемый для посетителей образ святого. Кроме того, такой выбор произведений дает возможность проводить целый цикл занятий для людей с нарушениями зрения для наиболее полного знакомства с постоянной экспозицией музея.
Со слов руководителя мастерской тактильных макетов Ольги Шу: «Цель использования тактильной модели — рассказать о языке художника, сохранив баланс между понятностью и эстетическим наполнением. В тактильной модели сохраняются композиция, рисунок, ракурсы, перспектива. Кроме того, музей — публичное пространство, поэтому модель испытывает на себе совершенно иную нагрузку, чем пособия для незрячих людей в библиотеках и интернатах. Модель должна выдерживать большой поток посетителей, в том числе зрячих. Она должна никого не поранить и не сломаться сама, должна легко очищаться. При этом должна не испортить собой экспозицию зала, вписаться в пространство. И быть понятной и приятной на ощупь».
Тактильные копии по мотивам живописных произведений музея станут полноправной частью экспозиции, делая музей доступным и давая каждому посетителю возможность ощутить живопись и прикоснуться к прекрасному!
-
Создание тактильной копии на основе произведения из коллекции Музея -
И.Браз «Жена художника». Работа из коллекции Музея ИЗО РК
Тифлокомментирование
Существует два основных инструмента для того, чтобы рассказать человеку с нарушениями зрения об объекте искусства. Это тифлокомментирование* и тактильная модель (адаптированная модель объекта,приспособленная для тактильного осмотра). Они взаимно дополняют друг друга. Поэтому теперь в музее есть и профессиональный тифлокомментатор, который прошел обучение по
программе профессионального дополнительного образования «Тифлокомментирование».
Тифлокомментирование — это новая социальная услуга, которая помогает людям с нарушениями зрения наравне с другими людьми принимать участие в общественной и культурной жизни, получать доступ к кино, театру, произведениям искусства в доступных форматах. В ближайшее время в планах музея создание тифлокомментария к живописным произведениям, по которым изготавливаются тактильные копии.
Шаг за шагом мы создаём доступное культурное пространство в Музее изобразительных искусств Карелии. Конечно, еще много предстоит сделать, но уже сейчас у гостей с особыми потребностями, для которых важна каждая деталь, есть возможность чуть больше приоткрыть дверь в мир изобразительного искусства!
* Тифлокомментирование — лаконичное описание предмета, пространства или действия, которые непонятны слабовидящему без специальных словесных пояснений. Тифлокомментарий — это целевая информация, специально подготовленная для слабовидящих для замещения (или дополнения) визуальной информации, которую воспринимает зрячий и которая недоступна или малодоступна слепым слабовидящим.