Перейти к содержимому

Музей изобразительных искусств Республики Карелия

Декоративно-прикладное искусство

Коллекция народного искусства насчитывает более 2000 произведений. Она включает собрание костюма, вышивки, ткачества, резьбы и росписи по дереву, берестяную, медную и керамическую утварь, относящуюся к XIX — первой половине XX века, а также произведения современных народных мастеров.

Материал коллекции позволяет выявить основные черты и особенности, характерные для традиционных этнокультурных регионов Карелии. К таким регионам можно, прежде всего, отнести район проживания собственно карел (большая часть Карелии за исключением восточных и южных районов), среди которых выделяется культурным своеобразием регион Сегозерья (Средняя Карелия). В Южной Карелии это районы населённые приладожскими (ливвики) и прионежскими (людики) карелами, а также вепсами (южное Прионежье). Местное русского население заселило территории Заонежья, Пудожья, Поморья (на самом севере Поморья Карелии проживают карелы). Необходимо также добавить, что в музее собрано значительное количество произведений народного искусства вепсов Ленинградской и Вологодской областей, а также ижоры, этноса близкого по языку и культуре к карелам, живущего в Ленинградской области.

Формирование коллекции — итог труда многих сотрудников музея. Основу её составили 160 произведений вышивки и ткачества, переданные в 1961 году из Карельского государственного краеведческого музея. Наиболее интенсивно и планомерно она формировалась в 1970-1980 годы за счет экспедиций, организованных музеем, а также закупок у частных владельцев, коллекционеров, современных народных мастеров. Необходимо особо отметить собирательскую деятельность Л.Н.Белоголовой, принявшей участие почти в половине экспедиций 1960-1980-х годов, а также экспедиционные сборы экспонатов народного искусства В.Г. Платонова, Л.П. Соколовой, И.Н. Куспак.

Значительную часть коллекции составляют резьба и роспись по дереву (прялки) и вышивка. Несомненным достоинством собрания является точность сведений о происхождении и месте бытования большинства памятников.

В вышивке нашли отражение все характерные типы орнаментов (геометрические, растительные, антропоморфные, зооморфные, орнитоморфные) и основные швы (двусторонний, строчевой, набор, крест, тамбур, в том числе тамбур по сетке — белый олонецкий шов по письму). Несмотря на то, что большинство произведений датируются XIX — XX веками, в них сильны древние архаические традиции.

Видео по экспонатам коллекции

СМОТРЕТЬ
Поделиться: