Перейти к содержимому

Музей изобразительных искусств Республики Карелия

/ПУТЕШЕСТВИЕ С ХУДОЖНИКОМ/ Вере с Яном ван дер Хейденом

1_Ян ван дер Хейден_ Городская площадь_горизонт

Сегодня мы приглашаем Вас в необычное путешествие во времени и в пространстве. Загадочное всегда притягивает внимание и вызывает интерес, особенно, если это касается произведений искусства. В нашей постоянной экспозиции западно-европейского искусства вот уже много лет экспонируется маленький городской пейзаж – Ян ван дер Хейден «Городская площадь» (1676). Много раз специалисты Музея изобразительных искусств Карелии останавливались около этой картины и обсуждали, что хорошо бы узнать, какой именно город изобразил голландский художник. И вот однажды в нашем музее побывали посетители из Голландии, которые объявили: «Мы из этого города!» Это было удивительно, в первую очередь, потому, что Ян ван дер Хейден любил писать на одном полотне реальные архитектурные строения голландских городов с придуманными или перенесенными с другого места красивыми зданиями. А, во-вторых, вид города на картине был создан в 1676 году – 344 года назад!

Узнав, наконец, долгожданный «адрес» нашего городского пейзажа, мы решили отправиться в путь с голландским художником Яном ван дер Хейденом в маленький городок Вере (Veere).

Ян ван дер Хейден. Городская площадь

Город Вере находится в провинции Зеландия на юго-западе Нидерландов. Во времена Яна ван дер Хейдена город располагался на острове Валхерен (сейчас это полуостров). История города начинается в 13 веке. Средневековый Вере, процветающий торговый порт, вел интенсивную торговлю шерстью и полотном с многими странами Европы. Несколько веков владели городом представители семьи ван Борселе. После брака очередного ван Борселе – Вольферта VI и Марии Шотландской, дочери короля Якова I Стюарта, в гавани города возник квартал «шотландских домов» в стиле Ренессанса.

На протяжении почти ста лет Нидерланды вели кровопролитные войны с Англией, которой не давали покоя влияние и размах нидерландских купцов. Ян ван дер Хейден побывал в городе Вере как раз после окончания третьей англо-голландской войны.

Неизвестный художник. Портрет Яна ван дер Хейдена. 1661. Городской архив Амстердама. Фото с сайта commons.wikimedia.org

Перед художником предстал мирный портовый город, обнесенный невысокой крепостной стеной, внутри которой теснились более семи сотен домов. И над красными кровлями жилых строений и сторожевых башен возвышалась Groote Kerk, что в переводе с нидерландского языка означает «Великая Церковь».

Церковь была построена в 14 веке архитекторами Эвертом Спорватером из Брюсселя и фламандцем Антоном I Келдермансом. Церковь была освящена во имя «Снежной» Богоматери. Сейчас слово «снежная» не используется в обозначении образа Девы Марии, но в течение нескольких веков многие храмы в Европе назывались в честь одного знаменательного события. Говорят, что во время понтификата Папы Римского Либерия в 4 веке произошло явление Девы Марии, одновременно с этим в августе неожиданно выпал снег. Никаких конкретных исторических указаний на легенду нет, но еще в 18 веке память о Снежной Богородице сохранялась в названии храма. Большую церковь построили рядом с первой церковью города – маленькой с небольшим трехнефным залом и невысокой звонницей. Вероятно, именно ее Ян ван дер Хейден изобразил на переднем плане. Подтвердить предположение, увы, мы уже не сможем. Маленькая церковь не сохранилась. А вот Великой церковью Снежной Девы Марии мы можем любоваться и сегодня.

Ян ван дер Хейден. Церковь в Вере. Художественный музей в Гааге. Фото с сайта commons.wikimedia.org

Один из ван Борселе – Вольферт V не только построил, но и сделал эту церковь соборной – главной церковью города и повелел именно там себя похоронить. Так храм стал еще и усыпальницей. С тех пор именно там нашли покой многие из рода ван Борселе, и уже упомянутая Мария Стюарт – дальняя родственница и полная тёзка знаменитой Марии Стюарт, главной соперницы Елизаветы I в борьбе за английский престол, героини книг Цвейга, Шиллера, Дюма. Интересно, что место под полом церкви стоило весьма дорого, и продажа возможности быть похороненным в храме приносила священникам хороший доход.

В 16 веке после победы Реформации церковь стала протестантской. Богатое убранство католического храма было разобрано и продано. Медные и серебряные подсвечники, мраморный алтарь со скульптурами, серебряные литургические сосуды, люстры и светильники, к сожалению, утрачены. Именно такой, в скромном облачении, Снежную Деву Марию и увидел художник. Он был поражен величием архитектурной постройки и посвятил ей несколько картин. В собрании Государственного художественного музея Дрездена хранится авторское повторение нашего пейзажа, созданное двумя годами позже. Вид церкви с другого ракурса в исполнении Яна ван дер Хейдена находится в собрании Художественного музея в Гааге.

Через несколько лет после создания картин в церкви произошел большой пожар. Каменное здание устояло, пострадала лишь кровля да горящие балки, падая на пол, разрушали склепы и захоронения. Собор отремонтировали, но в начале 19 века, когда город Вере переходил из рук в руки от англичан к французам, церковь перестала функционировать. В здании был то госпиталь, то приют для нищих и бродяг, то склад. Служения продолжались лишь в небольшом помещении здания. Отсутствие потребности в таком большом здании для маленькой общины города вызывало постоянный соблазн церковных старост разобрать здание на строительный материал, который стоил огромных денег.

Благодаря заботам и активным действиям сторонника сохранения культурного наследия, памятников, архивов и музеев Виктора Эжен Луи де Стюрса Великая церковь Вере стала национальным памятником Нидерландов. Это спасло ее от разрушения, однако использование не по назначению продолжалось. Понять масштаб здания можно, представив, что там внутри в течение нескольких десятилетий функционировало крытое футбольное поле(!). Сейчас церковь один из самых популярных туристических объектов Вере, там проводятся экскурсии и концерты.

«Groote Kerk Veere никуда не торопится». Фото с сайта Муниципалитета Вере

Оглядывая площадь на картине Яна ван дер Хейдена, мы видим и неоклассический дворец в ярком солнечном свете, который является просто продуктом воображения художника. Он стремился представить идеализированное видение мира вокруг, украшая реальные городские пейзажи фантазийными архитектурными строениями.

Сейчас, когда у нас нет возможности отправиться в Нидерланды и посетить маленький городок Вере, послушать исполнение классической музыки в огромных пространствах Groote Kerk, давайте насладимся творчеством одного из ведущих европейских мастеров городского пейзажа Яна ван дер Хейдена.

Картина прибыла в Петрозаводск в 1928 году в составе коллекции из Ленинградского государственного музейного фонда. В музейном собрании МИИ РК с 1960 года.

Текст подготовлен Людмилой Никифоровой, заведующей экспозиционно-выставочным отделом Музея ИЗО Карелии.

Поделиться: