Продолжаем прогулки по выставке «Русский Север». Сегодня познакомимся с работой Апполинария Михайловича Васнецова «Северный край».
Младший брат знаменитого Виктора Васнецова, Аполлинарий не получил систематического художественного образования. Долгие годы его наставником и учителем был старший брат. Под его руководством Аполлинарий много и упорно работал, достигая все более заметных успехов. Его школой также стала совместная работа с крупнейшими русскими художниками — Репиным, Поленовым и другими.
В 1890 году Аполлинарий Васнецов совершил первые поездки на Северный Урал, которые дали ему богатейший материал для творчества.
Край импонировал художнику своей самобытной суровостью, нетронутой первобытностью, могучей силой. Это и помогло становлению монументально-эпического начала в его произведениях.
Причину удачи уральского цикла Васнецова можно объяснить, прежде всего, тем, что природа эта оказалась ему родственной. Сам он писал: «Знакомые картины моего детства ожили передо мною, переродившись в меланхолический суровый пейзаж. Характер Урала и его природа очень мне напоминали вятский край, те же хвойные леса, только грандиозных размеров…».
Завершением цикла картин на темы Урала и Сибири стало полотно «Северный край. Сибирская река», которое сегодня можно увидеть на выставке «Русский Север».
С большой высоты развернута широкая панорама сибирских просторов, по которым не ступала нога человека. Полноводная, величавая река плавно уходит в пропадающую за горизонтом даль. В ее спокойных, ничем не затуманенных светлых водах отражается светло-голубое небо и розовые облака, озаренные отблесками заката. Кажется, нет конца безбрежному морю леса с его сине-зелеными волнами холмов.
Природа застыла в ожидании ночи. Внутренняя напряженность цветовой гаммы картины хорошо передает взволнованность путешественника перед таинственной и дикой природой.
На заставке: А.М.Васнецов (1856-1933). Северный край (1898-1899). Работа из коллекции Русского музея (Санкт-Петербург). Представлена на выставке «Русский Север» до 20 декабря 2020 г.