Перейти к содержимому

Музей изобразительных искусств Республики Карелия

Музей в 100 предметах: «калевальская» серия Г.Григорьевой

ДПИ, ювелирное искусство, григорьева, горизонт

Продолжаем рассказ о творчестве Галины Григорьевой, чьи работы хранятся в Фондах Музея ИЗО РК. Сегодня вы познакомитесь с «калевальской» серией талантливого ювелирного мастера.

Начало истории читайте по ссылке http://artmuseum.karelia.ru/news/nejzilber-filigran-pektoral-galiny-grigorevoj/

Особое место в ювелирном творчестве Галины Григорьевой занимают украшения, созданные по мотивам эпоса «Калевала». Ювелирные украшения художницы дополняют тему Калевалы в коллекции Музея изобразительных искусств Карелии и часто показываются на выставках Музея, посвященных эпосу.

В фибуле (брошь) «Напевы Калевалы» — основа из нейзильбера* выполнена в форме подковы с солярными, геометрическими и растительными узорами, в центре которой находится древний карельский музыкальный инструмент — кантеле. В форме подковы выполнена также и фибула «Калевала». Очевидно, подкова выбрана не случайно, она отсылает нас к образу одного из главных героев «Калевалы» — кузнецу Илмаринену.

Изысканное шейное украшение «Марьятта» выполнено из черного порфирита (горная порода вулканического происхождения) в форме ягоды в обрамлении ажурного листа из нейзильбера*. Помимо техники филигрань, когда из металла создается тонкий ажурный узор, Галина Григорьева использовала также технику зернь, представляющую собой металлические мелкие шарики. Зернь создает эффектную фактуру, игру светотени, благодаря чему изделие приобретает изысканный вид.

По мотивам другого карельского произведения — сказки «Красавица Насто» — был выполнен гарнитур с одноименным названием. Для украшений был выбран молочный янтарь – разновидность янтаря светлого матового цвета. Интересно, что для ювелирных украшений Галина Григорьева использовала недорогие поделочные камни Севера, цвет и текстура которых помогали раскрыть образ. Так, розовый кварц помогал передать нежность карельского утра, блеск аметиста – холодную изморозь севера. Для гарнитура «Серебряная свадьба» использовался необычный камень – эвдиалит, что значит «лопарская или саамская кровь». Эвдиалит добывается на Кольском полуострове, и его второе название связано с легендой, в которой описываются события времен существования древних саамов. Однажды на саамскую землю напали шведы, но саамы выиграли битву за независимость, а в тех местах, где пролилась кровь воинов, появились самоцветы темно-красного и коричневого цветов. Так, в процессе любования природой Карелии, изучения народного искусства и карельских произведений формировалось уникальное ювелирного творчество Галины Григорьевой. *Нейзильбер — (в пер. с нем. новое серебро) — сплав меди, никеля и цинка. Недорогой металл под цвет серебра, который не темнеет.

Текст подготовлен Натальей Макаровой, хранителем коллекции «Декоративно-прикладное искусство» Музея ИЗО РК

На фотографиях украшения из коллекции Музея изобразительных искусств Карелии:

1. Фибула. Напевы Кантеле. 1984.

2. Фибула. Калевала. 1984

3. Шейное украшение. Марьятта. 1978

4. Брошь. Красавица Насто. 1974

5. Пектораль. Праздник Севера. 1975.

6. Гарнитур. Серебряная свадьба. 1974г.

ДПИ, ювелирное искусство, григорьева, комплект
Поделиться: