Перейти к содержимому

Музей изобразительных искусств Республики Карелия

Музей — территория конфессиональной толерантности

Одно из приоритетных направлений в деятельности музея — это профессиональное совершенствование и развитие сотрудников всех подразделений. Ежегодно специалисты музея проходят стажировки, участвуют в конференциях и творческих лабораториях, обмениваются опытом с коллегами из культурных учреждений по всему миру. Такое взаимодействие и постоянно развитие помогают эффективно решать множество проблем, которые возникают перед музеем в сегодняшних постоянно меняющихся условиях.

Повышение инклюзивности музея — одна из наиболее острых проблем в современном культурном обществе. Концепция «Музей для всех» ориентирована на посетителей различных категорий, но здесь чаще говорят о людях с проблемами здоровья. Однако, это не единственное направление для того, чтобы повысить инклюзивность музея.

Сотрудники Музея изобразительных искусств Карелии столкнулись с вызовом поиска баланса между региональным и глобальным культурным контекстом музейных программ. У посетителей возникают новые потребности в представлении не только европейских, но и восточных культур. В Карелии православные, лютеране, католики всегда жили рядом,опираясь на российские ценности и традиции Фенноскандии. В последние годы наметилась тенденция повышения интереса к восточным культурам. Яркой иллюстрацией стала выставка работ всемирно известного бурятского художника Зорикто Доржиева, которая была одной из самых востребованных в 2019 году. Её посетило более 4000 человек. Другим показателем является факт, что в детских группах (за год музей посещают более 30 тысяч детей) всё чаще появляются ребята из мусульманских семей. Кто-то не ест блины во время масленичных программ, кто-то отказывается идти в залы с древнерусскими иконами.

Для изучения опыта коллег и получения рекомендаций по комфортному удовлетворению запросов посетителей Коршакова Марина Сергеевна, заведующая отделом по работе с посетителями, прошла стажировку в музее-заповеднике «Казанский Кремль». Исторически Казань –многоконфессиональный город, где сегодня благополучно соседствуют люди разных национальностей и религий. На территории Кремля расположились семь музеев, среди них Музей истории Благовещенского собора и сам православный Благовещенский собор, Музей исламской культуры и мечеть Кул Шафир, Музей истории государственности Татарстана и Центр «Эрмитаж-Казань».

За пять дней стажировки Марине Сергеевне удалось посетить все музеи Кремля. Общее знакомство с объектами музея-заповедника стало отправной точкой стажировки. После ограничений весны и лета было приятно видеть многочисленных индивидуальных посетителей и группы на территории этого памятника, находящегося в списке всемирного наследия ЮНЕСКО. Вход на территорию Кремля бесплатный, Благовещенский собор и мечеть КулШафир открыты для свободного посещения.

Памятник зодчим Казанского кремля представляет собой фигуры двух зодчих –татарского придворного архитектора со свитком чертежа Ханского дворца и русского зодчего с чертежами Спасской башни. Скульптурная группа задумана как собирательный образ строителей различных национальностей, возводивших объекты кремля в разные эпохи. Памятник символизирует взаимопроникновение и взаимообогащение культур: русской и татарской.

Создаётся впечатление, что этой идеей проникнута вся жизнь современной Казани. Рядом в гармоничном соседстве располагаются объекты с явными признаками национальных культур и светского назначения. Об этом непременно рассказывают экскурсоводы в городских обзорных турах. За последние годы в городе сделано очень много для воссоздания черт национального татарского облика, что, несомненно, повышает самобытность Казани, её туристическую привлекательность. А местным жителям даёт ощущение обретённого дома. Кварталы полуразрушенных деревянных и кирпичных построек превращаются в рекреационные зоны. Райончик «Татарская деревня»восстановлен из руин, наполнен жизнью. Очищены и обустроены городские водоемы, превращены в места отдыха.

Восстанавливаются не только объекты татарской национальной культуры и исламской религии, но и православные храмы. В Богородицком монастыре, где по преданию была обретена чудотворная икона Божьей Матери, на месте разрушенного Казанского собора идёт строительство нового, ремонтируются Братские корпуса.

В городе 27 православных церквей, 29 мечетей. Также есть 2 старообрядческих церкви и католический костёл. Добрым словом мусульмане вспоминают императрицу Екатерину II, которая после столетий гонений дала свободу вероисповедания и разрешила строить мечети.

В ходе стажировки состоялись встречи с коллегами — сотрудниками музея-заповедника. Экскурсионный отдел напоминает диспетчерский пункт. Специалисты не только сами проводят экскурсии, но и занимаются логистикой выезжающих в окрестности групп, обеспечивают музей сувенирной продукцией, организуют мероприятия разного уровня от небольших местного значения до международных акций и фестивалей. С нагрузкой на музей в 3,5 миллиона человек в год четырём сотрудницам отдела, конечно, не справиться. В высокий сезон на экскурсии выходят от 70 до 100 внештатных экскурсоводов. Отдел занимается организацией их обучения и аккредитацией совместно с Казанским (Приволжским) федеральным университетом. Это интересная практика, помогающая обеспечить посетителей квалифицированными гидами.

Научно-методический отдел самый молодой в Кремле. Научные интерпретации, архивные изыскания, проектная работа, проведение конференций и семинаров – область деятельности сотрудников.

В Музее истории государственности Татарстана коллеги поделились опытом проведения мастер-классов, тематика которых разнообразна. Коршаковой М.С. удалось даже сделать шкатулку «Юрта», являющуюся прообразом древнего жилища местного населения. Этот опыт в будущем можно будет применить на занятиях семейных студий. Также состоялись встречи с сотрудниками Национальной художественной галереи «Хазинэ», начальником Музея Пушечного двора Расходчиковым А.В., хранителем Центра «Эрмитаж-Казань»Захаровой Г.Г.

Особую благодарность Коршакова М.С. выражает сотрудникам Музея исламской культуры. Миляуша Даутова оказала определяющую помощь в организации программы стажировки. Коллеги познакомились несколько лет назад на курсах повышения квалификации в Русском музее. Затем встречались на фестивале «Интермузей». Знакомства в профессиональной среде дают дополнительные возможности для расширения связей и получения новых компетенций.

На встрече казанские коллеги во главе с начальником музея Низамиевым И.И. рассказали о своих программах. Кроме традиционных экскурсий для взрослых и детей созданы квесты по экспозиции, проводятся мастер-классы. Сотрудники гордятся высокой финансовой эффективностью работы своего небольшого коллектива. Это определяется, в первую очередь, уникальностью самого музея. Кроме того, свою работу они построили так, что могут принять группы от 2-3 до 100 человек одновременно. Не все музеи Кремля имеют такую возможность. Коллеги посетовали, что казанские мусульмане не частые гости в музее. Обычно посетители музея — это туристы, гости Казани, школьники из обычных, не татарских школ. Для детей совместно с Музеем истории Благовещенского собора разработан абонемент в рамках школьного предмета «Основы религий и светской этики».

В залах музея Миляуша Даутова рассказала о древней историей ислама, развитии письменности и начале книгопечатанья, о специфике центрального экспоната -интерактивного «Листающегося Корана». При создании мультимедийной программы специалисты должны были соблюсти условие перелистывания страниц справа налево. Кроме того необходимо было разделить функции частей экрана ввиду запрета прикасаться к священному тексту. Коршакова М.С. побывала 15 сентября на открытии выставки«Коран в переводах на языки народов мира (к 75-летию Шамиля Закирова)». 613 уникальных экспонатов переданы в коллекцию музея Шамилем Закировым -общественным и театральным деятелем.

Венера Марданова провела для Марины Сергеевны занятие по арабской каллиграфии. В формате презентации она рассказала о разных стилях написания. Любопытно, что одни из них предназначались для записи законов, другие удобны для печати, а третьи — как произведение искусства. Потом нужно было написать на арабском своё имя с помощью вспомогательных таблиц. А в каллиграфическом изображении лебедя расшифровать по буквам слово «изобилие, благодать».

Несколько лет самым популярным является мастер-класс «Искусство носить платок». В нем принимают участие мужчины и женщины, мальчики и девочки. По головному убору можно было определить национальность, сословие, территорию. Во всех религиях женщина традиционно покрывала свои волосы. Платки и шали не выходят из моды. Миляуша Даутова показала несколько приёмов ношения головного платка, способных каждую женщину превратить в Шехерезаду.

Для казанских коллег Марина Сергеевна провела 2 мастер-класса с элементами традиционной культуры Карелии. Мультимедийная программа МУЛЬТИПОЛОТЕНЦЕ, основанная на коллекции народной вышивки, вызвала яркий интерес. После просмотра фрагмента программы коллеги заполнили узорами контурное изображение птицы. Как символ любви, семьи и счастья птица часто встречается на старинных полотенцах. Возможно, легенда о том, что собственноручно созданная птица помогает получить небесную помощь в исполнении желаний, способствовала тому, что все участники великолепно справились с заданием. Этот мастер-класс для школьников был разработан сотрудниками Музея изобразительных искусств Карелии как выездной.

Второй мастер-класс также был посвящен птице – текстильной кукле «Олонецкая матушка-гусыня». Казанские музейщицы выполнили его с энтузиазмом. В куклу закладываются традиционные ценности, особенно важные в наше непростое время — здоровье и благополучие семьи. Популярной была шутка, что в Татарии очень любят гусей: они очень вкусные получаются. А куколки получились весёлые и аккуратные. Участницы мастер-классов отметили информативность и позитивность занятий.

Прекрасным восточным радушием были окрашены все встречи в рамках стажировки. Гостеприимства жителям Казани не занимать. Марина Сергеевна выражает благодарность всем людям, которые помогли сделать поездку содержательной, насыщенной. Встречи с представителями мусульманской религии, носителями культуры ислама дали ощущение гармонии совместного проживания в Казани людей с различными взглядами и верованиями.

2021 год в Татарстане станет Годом родных языков и народного единства. Несомненно, представление материалов по культуре ислама найдет своего заинтересованного зрителя и в Карелии. У нас в республике по переписи 2010 года проживает почти 2 тысячи татар. Практический опыт, интересные идеи и вдохновение, привезенные из Казани, помогут в регулярной работе Музея, направленной на то, чтобы сделать Музей изобразительных искусств Карелии максимально инклюзивным пространством, местом диалога и толерантности.

Стажировка проходила при финансовой поддержке Благотворительного фонда В.Потанина в рамках программы МУЗЕЙНЫЙ ДЕСАНТ.

Поделиться: