Произведения карельских художников находятся во многих музеях, галереях и частных собраниях России и всего мира. Мы рады получать весточки от наших коллег из других регионов страны о соприкосновении с карельским искусством.
В Тверской областной картинной галерее сейчас проходит выставка-инсталляция по картине «Студенческий натюрморт» (холст, масло, 80х100 см), хранящейся в фондах галереи. Автор полотна – народный художник РСФСР, скульптор и живописец, академик Лео Фомич Ланкинен.
В преддверии Дня студента в Восточной башне Тверского императорского дворца, можно сказать, материализовалась обстановка «Студенческого натюрморта» 1957 года. Автор инсталляции – младший научный сотрудник отдела работы с музейными посетителями Евгения Иосифовна Королёва приглашает нас совершить небольшое путешествие в прошлое:
«Студенческий натюрморт» изображает накрытый простой дешевой скатертью стол, на котором вперемежку расставлены стакан, кружка, чернильница, лежат тетради и книги. Центром композиции является нехитрая студенческая еда: черный хлеб, килька и сахар. Однако Ланкинен не ограничивается собственно натюрмортом, исподволь расширяя пространство картины до комнаты и даже до личности ее обитателя. Художник располагает плоскость стола по диагонали и таким образом позволяет нам заглянуть за его пределы. Мы видим придвинутый к столу обшарпанный стул и характерную спинку железной кровати. Это дает нам понять, что комната – бедная, возможно – в студенческом общежитии, и здесь не слишком тщательно следят за вещами.
Кавардак на столе показывает, что обитатель этой комнаты – человек, по-настоящему увлеченный учебой. Это видно по тому, как лежат книги и тетради, и сколько карандашей и ручек рассыпано по столу – один из них по рассеянности даже засунут в банку, служащую студенту сахарницей. Быт в этой комнате неустроен – как в любом, наверное, студенческом общежитии. Тут все делается второпях, на бегу, и чашка стоит на тетради, и промасленная от кильки бумага касается белых кубиков сахара, и краешек буханки отломлен и брошен тут же, на столе, и возле чернильницы разливаются небрежные пятна…
Впрочем, в этой комнате есть душа, и тонкую, романтичную, даже сентиментальную нотку вносят две тоненькие веточки с распускающимися листочками, стоящие в стеклянной бутылке».
Благодарим Евгению Королёву за прекрасный анализ произведения. Да, в своих натюрмортах Лео Фомич писал простые вещи, которые есть (или были) в каждом доме. Например, кружка «в горошек», по словам дочери художника, была «бабушкиной» и частенько встречается на многих натюрмортах мастера. В том числе, есть эта кружка и на работе Лео Ланкинена «После лыжной прогулки», которая находится в коллекции Музея изобразительных искусств Карелии. Работы художника всегда отличали неожиданно острые пластические и образные решения, которые для своего времени были новаторскими и не всегда понятными. Кстати, именно за «Студенческий натюрморт» Лео Ланкинен на страницах газеты «Ленинское знамя» был обвинён в «формализме западного толка». Глядя на натюрморты художника, восхищаешься красотой и сочностью живописи, простотой композиции и эмоциональной насыщенностью образа.
Выражаем признательность сотрудникам галереи за предоставленные материалы.
Текст подготовлен Людмилой Никифоровой, заведующей экспозиционно-выставочным отделом