Перейти к содержимому

Музей изобразительных искусств Республики Карелия

Из музейных коллекций: «Сусанна и старцы» XVI в.

горизонт, западно-европейское искусство

31 мая свой профессиональный праздник отмечают адвокаты. А мы хотим рассказать вам историю о юноше Данииле, который жил в Вавилоне и показал себя талантливым адвокатом в очень непростой ситуации.

В коллекции западно-европейского искусства в постоянной экспозиции Музея вы можете увидеть работу неизвестного художника «Сусанна и старцы» (XVI в., Мастерская Михеля ван Кокси, Фламандская школа позднего Возрождения).

В апокрифическом Ветхом Завете (греческий перевод), в книге пророка Даниила, есть история о еврейской красавице Сусанне, чье целомудрие стало символом торжества над злодейством (в переводе с иврита Сусанна означает «Лилия» — символ чистоты). И хотя Сусанна —
вымышленная героиня, местом действия истории с ней избран Вавилон эпохи пленения там еврейского народа.

Согласно легенде Сусанна была женой одного из граждан Вавилона –
Иоакима, сына царя Иудейского, помощника Навуходоносора, и была как необычайно благочистива, так и необычайно красива. Именно из-за ее красоты двое старейшин еврейской общины влюбились в нее и захотели ею овладеть. Они прокрались в ее сад, и когда она вышла
без сопровождения служанок, чтобы искупаться, старцы выскочили из укрытия и потребовали, чтобы Сусанна им отдалась. Они угрожали ей, что если она им откажет, то они оговорят ее и обвинят в прелюбодеянии с молодым человеком – преступлении, каравшемся смертью.

Несмотря на угрозы старцев, Сусанна вырвалась от них и закричала, моля о помощи. Старцы же осуществили свою угрозу и оклеветали ее. Сусанна была схвачена, приведена ко двору, признана виновной и приговорена за совершенный грех к смерти. Но когда ее вели к
месту казни, юноша по имени Даниил громко крикнул, что приговор несправедлив. Решено было повторно созвать суд, на котором Даниил учинил перекрестный допрос старцам. Допросив их порознь, юноша доказал, что они оба лгут. Сусанна была освобождена, а старцам вынесли смертный приговор.

История Сусанны стала не только историей ее спасения, но и первым явлением Даниила в качестве пророка-судьи перед еврейским народом, а для мировой живописи — одним из наиболее часто используемых библейских сюжетов. И если в Средневековье художники предпочитали тему Даниила, вершащего правосудие, то со времен Ренессанса они чаще всего избирали сюжет с купающейся красавицей Сусанной – это был повод для изображения прекрасного обнаженного женского тела.

На живописном полотне из коллекции Музея ИЗО РК изображен драматичный момент отказа Сусанны старцам, описываемый в книге Даниила: «Тогда застонала Сусанна и сказала: тесно мне отовсюду, ибо, если я сделаю это, смерть мне, а если не сделаю, то не избегну от рук ваших. Лучше для меня не сделать этого и впасть в руки ваши, нежели согрешить перед Господом». Создавший это произведение мастер, по всей вероятности, принадлежал к мастерской знаменитого фламандского художника позднего Возрождения Михеля ван Кокси, десятилетие совершенствовавшего свое мастерство в Риме и прекрасно владевшего итальянской манерой письма. Уроженец Мелехена, член профессионального объединения художников – гильдии святого Луки, придворный художник короля Филиппа II, королевы Венгрии и Чехии Марии Венгерской, Михель ван Кокси считал себя учеником Рафаэля и написал большое количество произведений библейской и исторической тематики (его работы хранятся в соборах Брюсселя и Мелехена, музеях Антверпена и столицы Бельгии) , став образцом для подражания у многих художников в Нидерландах и Фландрии. Лучшее произведение мастера — «Благовещение» — хранится в Эрмитаже. Работа «Сусанна и старцы» была куплена Эрмитажем у флорентийского живописца Карло дель Кьяро и занесена в инвентарные книги как работа Себастьяно дель Пьомбо. В 1859 году она украшала «передние комнаты» императрицы Марии Федоровны в Таврическом дворце, затем попала в Гатчинский дворец, в 1931 года снова попала в Эрмитаж, а в 1961 году была передана на постоянное хранение в Музей изобразительных искусств Карелии. В 1999-2002 гг. Санкт-Петербургский искусствовед И.И. Мягков атрибутировал это произведение как принадлежащие к мастерской Михеля ван Кокси.

Материал подготовлен А.В.Мельниковой, хранителем коллекций «древнерусское искусство» и «русское искусство» Музея ИЗО РК

Неизвестный художник «Сусанна и старцы», XVIв.

На заставке: зал западно-европейского искусства Музея ИЗО РК

Поделиться: