Перейти к содержимому

Музей изобразительных искусств Республики Карелия

Из музейных коллекций: северные просторы Рылова А.А

Гости Музея изобразительных искусств Республики Карелия могут увидеть в экспозиции два северных пейзажа кисти Аркадия Александровича Рылова (1870-1939).

Рылов А.А. «Северный пейзаж с водопадом» (1910)

Застенчивый провинциальный юноша, покоривший изысканно-художественный Санкт-Петербург и насыщенно-живописную Москву своей фольклорной красочностью, реалистическими и одновременно тонкими декоративными пейзажами, заслуживший звание академика и первый провозглашенный советским королем пейзажа за создание своей знаменитой картины «В голубом просторе», признанный в Париже, Мюнхене и Вене и, без сомнений, прославленный на Родине —  все это Аркадий Александрович Рылов.

В своем искусстве художник Рылов был созвучен времени. Его творчество опровергло понятие о пейзаже как о второстепенном жанре, менее емком, нежели портрет или картина. Он стремился к написанию пейзажей-картин, к созданию монументального, романтически восторженного и чарующе лирического образа родной природы и выразил в  пейзажах чувства и стремления своей эпохи.

Его творчество многие годы тесно переплеталось с Финляндией. В 1900-е годы Рылов стал ездить на этюды в Финляндию, писать «торжественную тишину» леса, «в которой громоздились дикие скалы и камни, покрытые седым и разноцветным мхом», «гремящие» реки и «тихие» озера, знаменитый водопад Иматра на реке Вуокса, пороги этой красивой северной реки. Это были те же места, которые писали финские художники – в один из приездов Рылов жил и работал неподалеку от дома Эдельфельда. Под влиянием зимних этюдов Галлен-Каллелы Рылов сам стал писать снег. Он наблюдал различные состояния финской природы, стараясь запомнить все детали и краски и, вернувшись в дом, в мастерскую, писал все это по памяти. Появились у Рылова и свои пристрастия – у него довольно мало зимних пейзажей, его более привлекали мотивы осени и весны.

В своей первой поездке, в 1903 году, Рылов создает несколько этюдов с изображением финского леса. Художник был очарован финским лесом, его суровостью, изобразительной графичностью, «запепеленным» колоритом. Он часто появлялся в масляной живописи Рылова, написанный широкой кистью, монументальными мазками, с элементами эстетики символизма. В 1908 году Рылов пишет еще несколько картин — пейзажей с видами финского леса. И всегда, давая название картине, Рылов подчеркивал, что пишет не простой лес, а «Лес с Финляндскими видами», не простую осень, а «В Финляндии. Осень».

Еще одной «финской» любовью Рылова стало изображение камней. Камни Финляндии составляют своеобразное богатство этой страны и во многом определяют живописность ее природы. Каменная пластика и колорит привлекали художника, они запечатлены в целом ряде его произведений, и эта тема легла в основу его самых  поэтичных и выразительных работ,  в которых древние холодные серые камни, казалось бы, уснувшие навеки, разрисованы цветными полосами-тенями, раскрашены в разные оттенки. Финские камни у Рылова и живописны, и скульптурны, и декоративны одновременно. Цветовые пятна трактуются как свет и тени на камнях, возникает причудливая, даже несколько нереальная картина игры света, складывающаяся в орнамент, в асимметричный ковровый узор. Линейные и плоскостные ритмы, узорность форм, идущая от реальных мотивов, постепенно формировали основы характерного и узнаваемого декоративного стиля Рылова.

Однако апогеем  его «финского» вдохновения был водопад Иматра. До самой смерти не выпускал кисти из рук художник, работая над этюдами реки Вуокса и водопада Иматра. В 1934 году художник последний раз вспоминает об Иматре и пишет вид водопада «У Иматры зимой», но работает уже по этюдам своей давно прошедшей молодости. Запоминая встречи с характерными ландшафтами Финляндии, Рылов в своих картинах пытался передать дикую и величественную природу и  этот образ Финляндии не пугает, а скорее завораживает  зрителя.

Поездки русских художников на Север были связаны с новым выбором пейзажного мотива, отличного от среднерусской природы. Выбор этот был во многом продиктован эстетикой символизма,  и новый образный мир открывался в  новой географической реальности. Природа, дикая и величественная, первозданная и таинственная, открывалась тому, кто сохранял врожденную связь с ней. Новый тип красоты, открытый в природе Севера – неброский, несколько обыденный, но естественный и лишенный слащавости или повествовательности, — воплощался в чистоте форм, сдержанности и величавости образа. Свойства живописи модерна в финляндских этюдах Рылова проявились особенно отчетливо. С ними связана и обретенная художником свобода живописи – в самой манере письма, в мазке, в красочном пятне и штрихе. Близость Рылова к скандинавской культуре глубоко ощутил Михаил Нестеров, назвавший его «русским Григом», имея в виду глубокие музыкальные ассоциации в живописи Аркадия Рылова.

Для Музея изобразительных искусств Республики Карелия северная, особенно финская и скандинавская, тематика  произведений искусства всегда была в приоритете при формировании коллекций. И конечно же пейзажи «финской» линии в живописи А.А.Рылова, представляющие собой яркие образцы его излюбленных мотивов с изображением водопадов и порожистых рек, камней, скал и лесов были желанны и долгожданны в фондах музея. Благодаря помощи Государственного Русского музея в закупках произведений искусства для Музея ИЗО РК в 1960-1963 гг. посетители художественного музея в столице Карелии могут увидеть две живописные работы Рылова с финскими пейзажами и убедиться в правильности слов М. Нестерова о таланте этого удивительного мастера. «Музыка леса и камня» представлена в работе  А. А. Рылова «Финляндия. Лес» 1908 года, а «живописные переливы» звучат в полотне «Северный пейзаж с водопадом» 1910 года.  Примечателен тот факт,что обе эти работы находились в частных коллекциях: «Северный пейзаж с водопадом» в собрании Е.Б.Чудновской, а вот «Финляндия. Лес» ранее принадлежала дочери художника Рылова – С.Л.Рыловой, сам же живописец преподнес эту работу в дар Академии художеств в 1908 году, о чем есть надпись на обороте картины.

Рылов А.А. «Финляндия. Лес» (1908)

Текст подготовлен Аллой Мельниковой, хранителем коллекций русское искусство и древнерусское искусство.

Поделиться: