В Музее изобразительных искусств Карелии хранится 150 предметов народного костюма XIX — начала XX веков. Большая часть коллекции была собрана научными сотрудниками музея во время экспедиций в 1960-е — 1980- е годы в районы Карелии. Мы будем знакомить Вас с нашими сокровищами в серии публикаций, посвященных народному костюму.
Так как на территории Карелии с глубокой древности проживали русские, карелы и вепсы, то традиционный костюм этих этнических групп обнаруживает много общих черт, сформировавшихся благодаря длительным и тесным культурным взаимосвязям. Основой женского костюма на всей территории Карелии служила рубаха и сарафан. Рубаха состояла из нижней части (станушки) и рукавов. Сарафан носили косоклинный или круглый. Молодые девушки и женщины предпочитали одежду светлых тонов, зрелые женщины носили более темную одежду. Наряд девушки, молодой замужней женщины и зрелой женщины помимо цветовой гаммы отличался формой головного убора. Несмотря на общие черты одежда русских Заонежья отличалась от той, что носили русские в Поморье, а костюм олонецких карелок — от беломорских. Различия заключались в деталях кроя, ширине или длине рукава, в украшении костюма, в головных уборах.
Начнем рассказ о праздничном девичьем костюме Пудожского уезда Олонецкой губернии (русские). Конец XIX- начало XX веков.
Праздничный костюм молодой девушки из Пудожского уезда состоял из рубахи и круглого сарафана. Длинная женская рубаха конца XIX-начала XX веков сшита из двух частей: верхняя часть из белого в красный горошек ситца и нижняя часть из четырех прямых полотнищ холста. Рукава выше локтя «собраны», а по краям обшиты тонким белым кружевом. Подол рубахи украшен вышивкой в виде геометрического орнамента, узкой полоской кумача (хлопчатобумажная ткань, окрашенная в ярко-красный цвет) и кружевом. Считалось, что вышивка, расположенная у открытых участков тела, является не только украшением одежды, но и оберегом.
Круглый или «прямой» сарафан сшит из двух удлиненных полотнищ спереди и трех полотнищ, доходящих до талии сзади. Такой сарафан назывался «с грудкой» или «передком». Узенькие лямки и верхний край сарафана обшиты белой тесьмой. Подол украшен широкой оборкой с белым кружевом и вышивкой, расположенной по нижнему краю. Сочетание ярко-красного цвета сарафана и вышивки, а также использование белого кружева создают яркий, праздничный образ.
Интересно, что известно имя мастерицы, которой принадлежал сарафан — Фофанова Акулина Васильевна (1896-1974гг.), жившей в деревне Кубово Коловской волости Пудожского уезда Олонецкой губернии.
Праздничный девичий костюм дополнялся поясом и головным убором в виде шелковой ленты или ажурного венца с поднизью.
На фотографиях:
1. Рубаха. Конец XIX-начало XXвв. Пудожье
2. Фофанова А.В. Сарафан. 1910-е гг. Пудожье
Материал подготовлен Натальей Макаровой, хранителем коллекции «Народное искусство Карелии».