На полках экспозиционной витрины зала Западноевропейского искусства Музея изобразительных искусств Карелии стоят, красуясь своими неровными рукотворными боками, старинные керамические кувшины и кружки. Их жизненный путь начался в далеких рейнских мастерских Рёрена и Вестервальда. У каждого сосуда своя история, своя легенда.
Крупный кувшин с металлической крышкой начала XVII века из керамической мастерской Вестервальда всегда привлекал внимание удивительными картинами какой-то загадочной истории. В восьми оттисках, расположенных под арочными лепными сводами, можно разглядеть средневековые замки, мужественных персонажей с оружием и даму в прекрасном платье. Над арками латинские буквы, которые то складываются в отдельные слова немецкого языка, то представляют из себя какую-то абракадабру. Слова, которые удалось разобрать и перевести, подсказали нам путь к разгадке: BELEG[en] – оккупировать, завоевывать, SCHLAF[en] – спать, DEN KOP[f] – голова и слово, которое стало ключевым, – IUDIT[h] – Иудифь (Юдифь).
В каталогах немецких музеев часто встречаются сосуды «JUDITHKRUG» (Кувшин Юдифь). Оттиски на всех сосудах одинаковые и являются иллюстрациями Книги Иудифи (Юдифи).
Книга Иудифи входит в состав Ветхого Завета, написана на древнееврейском или арамейском языках более двух тысяч лет назад и рассказывает историю о спасении прекрасной и благочестивой израильтянкой Иудифью своего отечества от Олоферна – одного из военачальников Навуходоносора.
Почти половина книги Иудифи посвящена описанию бедственного положения народа Израиля. Войско Олоферна описывается как бесчисленная и неодолимая орда, которая все сокрушает на своем пути и перед которой склоняются все народы. Все, кроме маленького Израиля, попытавшегося организовать сопротивление, но готового уступить под невыносимым давлением вражеской силы. Именно в этот момент, момент отчаяния и безысходности, появляется Иудифь.
Молодая и благочестивая вдова Иудифь обещает спасти родной город Ветилую. Она обращается к Богу с молитвой, потом одевается в роскошные наряды и приукрашивается, чтобы “прельстить глаза мужчин, которые увидят её”, и выходит из ворот города в сопровождении одной лишь служанки.
Иудифь говорит предводителю завоевателей Олоферну, что израильтяне за свои грехи будут преданы ассирийцам, и обещает провести его через всю нагорную страну до самого Иерусалима. Олоферна обрадовали слова красавицы. Он был очарован и предложил ей остаться в лагере.
Вскоре Олоферн устроил пир в честь своей гостьи, ведь “он сильно желал сойтись с нею и искал случая обольстить её с того самого дня, как увидел её”. Иудифь приняла приглашение и на пиру способствовала тому, что Олоферн выпил вина больше чем когда-либо. Поздним вечером слуги Олоферна удалились, он с Иудифью остался один в шатре. Но Олоферн был слишком пьян, он “упал на ложе своё” и уснул. Иудифь подошла к спящему и решительно отсекла ему голову мечом. Потом она покинула лагерь якобы для молитвы, а сама вернулась в Ветилую, предъявив удивленным горожанам голову завоевателя.
Утром по наущению Иудифи израильтяне вышли из города, делая вид, что готовятся к сражению. Ассирийцы, увидев это, бросились будить своего военачальника Олоферна и нашли его безголовое тело. В панике враги обратились в бегство. Израильский народ благословлял Иудифь. Она приобрела великую славу и прожила до ста пяти лет.
Иудифь становится символом сопротивления, сначала иудейского, позже – вообще патриотического. В эпоху Возрождения история благочестивой вдовы стала примером мужества местных жителей перед лицом иностранных захватчиков. В начале XVII века Зигбург и Рёрен подверглись оккупации и разрушению шведскими войсками в ходе Тридцатилетней войны. Многие местные гончары с семьями и обслугой перебрались в Вестервальд, в котором и появляются сосуды с популярным тогда сюжетом истории подвига Иудифи.
И наш старинный сосуд из серой каменной массы с кобальтовым покрытием, прибывший почти сто лет назад в Петрозаводск из Аничкова дворца, сохранил и донес до нас не только библейскую историю героической женщины, но и историю средневекового Вестервальда, аромат той далекой эпохи.
Текст подготовлен Людмилой Никифоровой, заведующей экспозиционно-выставочным отделом Музея ИЗО РК.
Больше публикаций о коллекциях Музея по хэштегу #КоллекцииМИИРК