Иногда идея меняет жизнь! Интервью с Жанной Свиридниковой

В музее до 27 января работает выставка «Онежская палитра», на которой экспонируются произведения карельских художников — членов Творческого Союза художников Карелии, а также других художников Карелии.

Сегодня мы знакомим Вас с творчеством  — Жанны Свиридниковой, чьи работы представлены выставке «Онежская палитра» . Интервью у Жанны взяла Екатерина Кяппи.

Есть на свете люди, которых я внутри себя называю целомудренными. Целомудрие здесь подразумевается в контексте сохранения себя в отношении понимания себя, понимания собственных принципов и верности им, понимания того, кто ты есть, и верное следование этому.

На мой взгляд, у Жанны есть прекрасная черта  — любовь к жизни. Жизнью, которая ей дана, она дорожит, не растрачивает себя попусту, не разбрасывается временем щедрой россыпью и движется в том направлении, которое ей открыто. Жанна – художник. Художник, который постоянно работает над собой и ставит перед собой вопросы, она погружена в изучение изобразительного искусства  и непрестанно расширяет границы познания и самосовершенствования в этой глубокой сфере. И там, в самом начале ее пути, все было просто: Жанна хотела сдавать свои картины в художественный магазин для продажи, но для этого требовалось специальное образование. Картины, как вспоминает Жанна, были очень простыми. То, чем занимается Жанна сегодня, каков её внутренний  поиск себя как мыслителя, как художника сложно даже сравнить с теми невысокими мотивами, которыми она руководствовалась в самом начале. Условно говоря, за последние десять лет (первое участие в выставках у Жанны было в 2009 году) произошел невероятный прорыв человека в творческую жизнь, и естественно, нельзя не отметить личностные изменения Жанны и её деятельности: Жанна участник городских, республиканских,  зональных выставок, имеет три персональные выставки. В этом году к участию во Всероссийской выставке были приглашены всего десять художников из Карелии, Жанна вошла в состав этих десяти человек. А в 2014 году на республиканской выставке картина Жанны Свиридниковой «Иллюзия» заняла первое место в номинации «Зрительские симпатии».

Жанна, скажите, вы — художник, это ваша основная работа?

-Да, это моя основная работа. Я не могу не рисовать.

— Можете ли подробнее рассказать нам, чем вы занимаетесь?

— Конечно. Первое направление, это  художественная студия «Свиристель», в которой обучаю рисованию детей и взрослых. Второе направление – работа на заказ. Пишу портреты и другие картины по желанию заказчика. Третье -станковая живопись, пишу картины, в которых могу раскрыть себя как художника, независимо от заказчика.

Расскажите о студии «Свиристель», как возникла идея заниматься?

— Идея возникла как одна из сторон – отдавать то, что имеешь сама. Люди в студию приходят без каких-либо знаний и навыков в области изобразительного искусства. Проходит небольшое количество времени, три-четыре месяца и у учеников появляются результаты, начинает что-то появляться, формироваться. Это прекрасно! Мне очень приятно видеть то, как растёт человек и осознавать то, что я ему помогаю развиваться, это даёт силы, вдохновляет меня и наполняет.

Хотелось бы услышать несколько слов так же и о работе на заказ. Расскажите нам, как вы себя чувствуете в рамках строгого заказа?

— На самом деле это очень сложно — держать себя в строгих рамках. Если работа, которую мне нужно написать не больше формата 50х50, с нежёсткими требованиями, тогда я увлекаюсь, и процесс даётся не столь тяжело. Но, если требования заказчика жёсткие и работу нужно выполнить со 100% соответствием, то это высокая концентрация внимания, на это уходит много сил. Это тяжёлый труд.

Есть ли  проект,  в сфере заказов, над которым вы работаете сейчас?

— Да, есть прекрасный проект, который даёт возможность мыслить творчески так же. Это монументальная живопись. Этот проект проходит в Центре воинской славы города Петрозаводска, который находится по адресу проспект Ленина, 2. Я рада, что мне предложили участие в этом большом деле. Я занимаюсь росписью стен. Сейчас работаю над седьмой стеной. Мне очень интересно для самой себя погрузиться в историю, узнать те вещи, которых я никогда не знала и писать то время, в котором не жила. Это своего рода исследовательская работа, я побывала в месте боевых действий,  на высоте168,5…Заниматься росписью стен, тематика которой – наша история, это большая привилегия. Создавать пейзаж  после боя, это очень сильно. Есть и  свои плюсы в развитии меня, как художника –попробовать создать ощущение, будто можно ступить ногой в стену. Это незабываемое впечатление и неоценимый опыт для меня. Я искренне благодарна, что мне посчастливилось «проверить» свои силы, узнать свои границы и понять на что я способна.

Расскажите немного о вашем творческом развитии — как вы его видите  вашими глазами?

— В самом начале своего пути я посвятила много времени освоению классической школы, без которой, по моему мнению, художнику никак. Классическое обучение – это база. Без базовой школы нельзя ничего построить. Даже для того, чтобы что-то сломать, сначала нужно что-то построить. Поэтому, у меня было время, когда я осваивала базовые вещи и различные техники, нарабатывала определенные навыки. Сегодня, владея материалом, я стою на границе. Я наполняюсь, учусь внутренней свободе. Учусь свободе в выражении себя. Сейчас мне в работе важны два понятия: эмоция и идея. Классика – это прекрасно, но и современное искусство прекрасно. Мы видим, что современное искусство подвержено жесткой критике, но мы знаем, что время все расставляет на свои места. То, что отвергается сегодня, не говорит о том, что оно плохо. Я за то, чтобы двигаться вперёд, используя прежний опыт. Очень хочется, чтобы зритель так же учился воспринимать картины на выставке выше понятий «нравится или не нравится», а задавал себе вопрос: а почему так? Обычно мы реагируем на то, что имеет оклик внутри нас: мы видим домики, сельские или городские пейзажи и это напоминает нам о чем-то родном, такое эхо сентиментальности, отголоски своих воспоминаний, переживаний, самого себя. Оно нам нравится! Но  есть другая информация. Художник всегда ставит перед собой какой-то вопрос. Хочется мне, чтобы зритель смог распахнуть себя к восприятию картины без шаблона.

Вы сказали, что сейчас учитесь быть свободной в искусстве?

-Да,  и на выставке «Онежская палитра» вы видите первые пробы прийти к внутренней свободе, в этих работах есть  размышления о таких вещах, как символика, мифология и прочее. Например, картина «Янтарь». Янтарь – это женский камень, происходит он из воды. А вода – это энергия. Там янтарь – бабочка, а бабочка символизирует свободу мысли. И, тем не менее, она не просто сидит и держит янтарь в руке – имеет эту свободу. Природа, которая вокруг неё, изображена мной словно через стекло – мир,  природа, вокруг нас хрупкая и тонкая. Наша внутренняя женская природа – тоже хрупкая.

А что можете рассказать о вашей второй картине, представленной на выставке «Море цветов»?

Море цветов, прежде всего – это игра слов. Мне хотелось бы развиваться в этом. Игра слов через изобразительный язык. Почему бы нет? Это можно сказать «шутка»…Пусть будет в чем-то весело, игриво, эстетически вкусно. Я понимаю, когда идет проба, поиск, первые шаги, искусство может стоять на грани безвкусицы. Ещё чуть-чуть и китч. Но, тем не менее, эта проба пера нужна. Получилось или нет – это уже на суд зрителю. Это только моё первое размышление.

Что ещё вы может сказать о себе сегодняшней?

У меня голод по искусству. Голод, любопытство к этому всему, хочется много знать. Мне нравится разбираться в этом, сейчас я начала задавать себе вопросы и находить ответы на них. Я нашла, что мир вокруг нас такой интересный и познавательный: в мыслях, стихах, фильмах. Я наслаждаюсь глубиной этого мира. Через книги, лекции. В наше время можно беспрепятственно заниматься саморазвитием. Найти материал несложно. Книги, фильмы по философии, психологии, истории искусства есть. Хочется не просто рисовать пейзаж, а внести идею, свое наблюдение и мысль. Мне в работе важны, повторяюсь, идеи и эмоции. Иногда идея меняет жизнь. Она  прирастет,  вдохновит, что жизнь меняет смысл.

Жанна, мне хотелось бы, чтобы последний мой вопрос к вам был «вишенкой на торт», есть ли у вас с кем-либо некое мыслительное созвучие, чья-то мысль на сто процентов совпадающая с вашей личной мыслью?

— Да, есть, это мысль Р. Арнхейма, звучит она так «произведение изобразительного искусства является не иллюстрацией к мыслям его автора, а конечным проявлением самого мышления». Эта мысль – главная для меня. Когда я её прочла, она была как родная.

Хочется пожелать Жанне найти эту внутреннюю свободу, идти своим путем, иметь наполнение, иметь внутри себя вызревшее слово. Больших успехов в творческом пути!

 

Поделиться: