Перейти к содержимому

Музей изобразительных искусств Республики Карелия

7 января — Рождество Христово

Приближается Рождество Христово, которое в православной традиции приходится на 7 января.

Мы только что встретили 7529 год от Сотворения Мира, и 2021 год исчисляем от Рождества Христова. Для многих народов мира рождение Иисуса Христа стало главным событием в человеческой истории, разделившим её на «до» и «после».

Для всех верующих это предсказанное пророчествами и ожидаемое событие: в мире родился Бог, Боговоплотился Богочеловек – Спаситель Мира. А мы постараемся увидеть, рассмотреть это событие через икону «Рождество Христово», написанную в конце XVII века, находившуюся в составе Праздничного ряда иконостаса церкви Святых Флора и Лавра в селе Мегрега Олонецкого района из коллекции Музея изобразительных искусств Республики Карелия.

Евангелие говорит о Рождестве как о событии, исполненном величественной тайны.

В те давние времена, была объявлена всенародная перепись в Иудее, каждый израильтянин должен был записаться в списки в своём родном городе. Поэтому Марии с Иосифом пришлось ехать в Вифлеем. В Вифлееме не нашлось для них места, т.к. город был переполнен приехавшими и никто не принял их, поэтому они искали пристанища в окрестностях города. Среди каменистых скал обнаружили пещеру, где обычно пастухи находили убежище. Рождение Царя мира происходит не в дворцовых покоях, а в пещере, где первыми своим дыханием обогревали Спасителя животные. Рядом на фоне тёмной пещеры изображены бык и ослик, а первой колыбелью младенца становятся ясли – кормушка для животных.

В центре иконы, крупнее всех, изображена Богородица. Это символ Её возвеличивания – родив Богочеловека, Матерь Божия стала превыше всех ангелов и архангелов. Может сразу броситься в глаза, что Богородица изображена отвернувшейся от младенца. Это повторяющаяся во многих иконах иконографическая деталь, которая символизирует одиночество Христа в Его будущей жертве.

В нижнем левом углу иконы изображены две женщины – повитухи, позванные на помощь Иосифом.В нижнем правом углу изображен задумавшийся о судьбе рожденного младенца Иосиф. Перед ним стоит старичок. Во многих исследованиях считается, что это пастух – аллегорическая фигура старости.

В минуту рождения Сына Божия отверзается небо, сонмы ангелов нисходят с неба и радостно поют. Об этом удивительном событии узнают через ангелов первыми пастухи, которые приходят поклониться младенцу. На иконе справа изображены волхвы – это восточные мудрецы, которые приехали из дальних стран, ориентируясь по необыкновенно яркой звезде, которая остановилась прямо над пещерой. Учёные открыли, что библейская история не противоречит астрономическим событиям. В те времена происходило слияние планет Юпитера и Сатурна. Волхвы преподнесли Христу драгоценные дары: золото — как Царю, ладан – как Богу и смирну (благовонное масло) – как Человеку. Есть предание, что Богородица сохранила священные дары волхвов, которые передала Иерусалимской Церкви. До IV века они хранились в Иерусалиме, потом были перевезены в Константинополь. После падения Византийской империи были перевезены на Афон, где хранятся в монастыре святого Павла.

«Рождество совершается не внутри пещеры, оно словно выходит из её тьмы, раскрывается в своём высоком и таинственном смысле. Вокруг пещеры находятся горы и уступы. Это не просто поле и холмы, окружающие заброшенную пещеру под Вифлеемом, а земная твердь, в недрах которой свершилось Рождество».

Текст подготовлен Смирновой Марией, заведующей секцией реставрации

Поделиться: