Вениамин Попов окончил Петербургскую Академию художеств в 1869 г., Заслуженный деятель искусств Карельской АССР (1939), народный художник Карело-Финской ССР (1944).
В Карелии работал с 1919 года, в 1920 г. преподавал в художественной школе, с 1936 по 1941 годы – в изостудии Дома народного творчества города Петрозаводска.
В 1911 году В.Н. Попов по совету своих товарищей из Академии поехал в Олонецкую губернию на этюды. «Знакомство с карельской природой сыграло решающую роль в моей жизни»,- писал он.
![](http://artmuseum.karelia.ru/wp-content/uploads/2019/07/ZHK-57-KMII-KP-531-Popov-V.N.-Vodopad-Girvas-na-reke-Sune_1.jpg)
В. Н. Попов был первым из русских художников, посвятивших все свое творчество Карелии. Дореволюционному творчеству Попова присущи этнографические черты, собственный стиль художник ищет и в пейзажах, изображая дикую природу края. Пейзажный образ приобретает суровые черты, живописная гамма полотна кажется намеренно скупой, несколько условной. Так постепенно формировалась творческая индивидуальность первого мастера карельской профессиональной живописи.
![](http://artmuseum.karelia.ru/wp-content/uploads/2019/07/GK-427-KMII-KP-4263-Popov-V.N.-Lyubimaya-sobaka-hudozhnika_1.jpg)
В развитии молодого искусства Карелии большую роль сыграла художественная школа Петрозаводска, открывшаяся в 1919 году, где Попов стал директором и приложил немало усилий, чтобы наладить профессиональное обучение. Позднее, в 1936 году, при республиканском Доме народного творчества в Петрозаводске состоялось открытие Студии изобразительного искусства для самодеятельных художников. Студия под руководством В. Н. Попова дала хорошую подготовку художникам: С. Юнтунену, К.Осиповой, И. Черных, Ф. Линдхольму, Л. Гильберту, Л.Буторову и другим.
![](http://artmuseum.karelia.ru/wp-content/uploads/2019/07/ZHK-13-KMII-KP-108-Popov-V.N.-Portret-Natalii-Antonovny-Popovoj_-zheny-hudozhnika_1.jpg)
Уже в довоенный период карельский Союз художников смог организовать в Петрозаводске персональную выставку В. Попова (1938). Вениамин Николаевич говорил о 1930-х годах, как о времени большого творческого подъема. Он продолжал писать, главным образом, пейзажи и портреты. Умение опоэтизировать повседневность стало характерной, наиболее сильной стороной творчества В. Н. Попова. В Картине «Осень в Карелии» (1937) запечатлен пейзаж, который художник мог неоднократно наблюдать из окон своего дома на Укшозере. Осенний ветер гонит на плоский каменистый берег бурые беспокойные волны, срывает, унося, сухие листья берез, гудит в непокорной зелени сосен, туго наполняет парус далекой рыбачьей лодки. Подобный мотив распространен в озерном крае. Переданный кистью живописца, он привлекает к себе зрителя искренностью поэтического чувства.
![](http://artmuseum.karelia.ru/wp-content/uploads/2019/07/ZHK-56-KMII-KP-532-Popov-V.N.-Devochka-v-platke_1.jpg)
В годы войны погибли многие произведения В. Н. Попова, в том числе портреты. Среди сохранившихся – портрет К. Н. Осиповой — ученицы Попова.
![](http://artmuseum.karelia.ru/wp-content/uploads/2019/07/ZHK-84-KMII-KP-908-Popov-V.N.-Osen-v-Karelii_1.jpg)
Творчество В. Н. Попова скромное, но честное, было подвигом, как и жизнь его незаметных героев.
Музей изобразительных искусств Карелии гордится быть обладателем полотен Вениамина Попова, некоторыми из них Вы можете насладиться в постоянной экспозиции музея на втором этаже.