Перейти к содержимому

Музей изобразительных искусств Республики Карелия

21 мая исполняется 80 лет со дня рождения Михаила Юфа

Михаил Шлемович Юфа (1939 — 2012).

Живописец. Работал в жанре пейзажа, натюрморта, портрета. Учился в ЛГПИ им А. И . Герцена (1959-1964). Участник выставок с 1968 г. Член СХ СССР с 1975 г. Заслуженный деятель искусств Республики Карелия, народный художник Республики Карелия.

М.Ш.Юфа. Автопортрет.

Суровая красота северного края еще в студенчестве покорила Михаила Юфу, и после окончания  института он приехал в Карелию.

С увлечение начал работать в разных жанрах, но основное место в его творчестве занял натюрморт. Его картины трудно спутать с другими. Их фактура — словно брызнувшая краской мякоть спелого фрукта, сорванная небрежной, но щедрой рукой. Так и самого автора трудно не заметить. Он заполнял все пространство своим теплом, своей уютной седой бородой, своим громким голосом.

Его интересовали предметы окружения, вещи в их простейших определениях и сути, в выразительности формы и цвета. Художник пытался проникнуть в суть каждой вещи , постичь ее тайны, поэтому отстранял обыденное, будничное, намеренно трансформируя привычные очертания вещей и предметов, укрупняя и заостряя их облик («Дары земли», 1973; «Агава», 1976 г.). 

Потребность в более глубоком отражении сложного мира чувств современника привела Михаила Юфу к жанру портрета. В «Портрете студента»(1968 г.), «Женском портрете»(1969 г.) художник создал острую характеристику образа, имеющую эмоциональную неоднозначность. Портреты привлекают особым отношением художника к различному состоянию души человека, к неуспокоенности его внутреннего мира.

Интересно работал Михаил Юфа в жанре пейзажа («Белые деревья»,1972 г.; «Голубой пейзаж», 1979; «Красная стена», 1976).

М.Юфа. Белые деревья

В каждой картине художника, независимо от жанра и сюжета, есть своя музыка цвета, ритмов , настроения. Михаил Юфа – колорист от Бога. Краски в его картинах то вспыхивают, то гаснут, гармонически соединяясь или споря друг с другом. Художник умел заставить сиять холст или погрузить его во мрак – в зависимости от сюжета и душевного настроя автора. В качестве основных выразительных средств он использовал  цвет и фактуру самой живописи, напряженной, темпераментной. Поверхность картона или холста покрывалась пастозными  энергичными мазками.

М.Ш.Юфа. Шаховские Алёна и Ваня.

В своем творчестве Михаил Юфа стремился выразить то понимание жизни, мира прекрасного, которое так свойственно ему как  художнику и человеку .

М.Ш.Юфа. Осенний ноктюрн
Поделиться: