Перейти к содержимому

Музей изобразительных искусств Республики Карелия

15 апреля 2022 года исполняется 12о лет со дня рождения художника А.Порет

15 апреля 2022 года исполняется 120 лет со дня рождения художника Алисы Ивановны Порет (1902 — 1984).

График, живописец. Училась в Петрограде в школе Общества поощрения художеств, в Высшем художественно-техническом училище у художника К. С. Петрова-Водкина. С 1925 по 1941 гг. – член ленинградского объединения «Мастера аналитического искусства» (школа П. Н. Филонова).

Алиса Порет не просто принадлежит ХХ столетию, она из числа тех, кто питал и обогащал эту эпоху, внося свои интонации. Алиса Ивановна была частью той культуры, которая, с одной стороны, наследовала отжившие традиции, а с другой — обладала поразительной способностью генерировать и продуцировать новые творчески-поведенческие модели. Всё подчинялось вполне осознанным целям: стремление преобразовать реальность, вознестись над обыденностью и рутинной повседневностью, создать новые условия, при которых жизнь и выдуманный мир воспринимались бы равными друг другу. И в этом создании и осознании параллельности Алисе помогали выдающиеся современники, с которыми она дружила: поэт Д.Хармс, художники Т.Глебова и А.Осмеркин, физик В.Струве, актеры И.Андроников и Р.Зеленая.

Природное чувство юмора делало личность Алисы Порет необыкновенно привлекательной в общении; оно помогло ей пережить личные душевные травмы и трудные времена – в дни блокады Ленинграда, в период исключения из Союза художников СССР за формализм.

В 20-ые Алиса Порет познакомилась с художником Павлом Филоновым, с его творчеством, и перешла из Академии художеств в его Мастерскую аналитического искусства, где и проработала до 1941 г. Вместе с коллективом мастеров участвовала в создании книги «Калевала», увидевшей свет в издательстве « Academia» в 1933 году. Экземпляр книги «Калевала». — М.: «Academia», 1933.- в настоящее время находится в Музее изобразительных искусств Карелии на экспозиции «Вселенная Калевала».

С конца 1930-х годов А. Порет фокусирует свои поиски на портретном жанре, целиком погружаясь в каждую подробность, мельчайшую деталь образа. Духовно выжить помогала музыка, бесконечно любимая и сопровождающая Алису Ивановну всю ее жизнь. И как символ этой большой любви воспринимается ее картина «Вечно золотой Бах».1962.
Холст, масло. 63х54,4. Поступила от К. Ц. Елагиной в 1984 г. Эта работа многие годы украшала квартиру самой художницы на ул. Огарева в Москве. От картины словно исходило сияние , озаряя комнату художника и наполняя ее звуками музыки и воспоминаний… Бах царил в квартире Алисы Ивановны как некое высшее божество. И когда ей предложили расстаться с этой картиной — продать её карельскому музею, она строго предупредила: «Только после моей смерти и то при условии, что сохраните резную рамку карельской березы – я ее своими руками сделала». Сейчас это произведение находится в фондах Музея изобразительных искусств Карелии.

Портретная живопись Алисы Порет представлена работами «Портрет Зары Долухановой» 1967г. (холст, масло. 57.6х47.7; поступило от автора в 1983 г.) и «Марсель Пруст» 1972г. (картон, масло. 607,5х49,5; поступило от С.К.Поляковой в 1994 г.).

Портреты, написанные Алисой Порет, – явление чрезвычайно своеобразное. В них острота видения модели уживается порой с веселой шуткой, объективность взгляда на человека, как правило, хорошо знакомого автору, — с игрой воспоминаний о нем. Известный искусствовед А.Сарабьянов справедливо заметил, что Алису Порет можно по праву считать создателем уникального жанра «портрета-рассказа».

Текст подготовлен Ириной Шосс, библиотекарем Музея изобразительных искусств Карелии

На заставке: Портрет Алисы Порет, воспроизведенный в издании «Алиса Ивановна Порет. Живопись, графика, фотоархив, воспоминания». М.: Галеев Галерея, 2013.

Поделиться: