15 апреля 2022 года исполняется 120 лет со дня рождения художника Алисы Ивановны Порет (1902 — 1984).
График, живописец. Училась в Петрограде в школе Общества поощрения художеств, в Высшем художественно-техническом училище у художника К. С. Петрова-Водкина. С 1925 по 1941 гг. – член ленинградского объединения «Мастера аналитического искусства» (школа П. Н. Филонова).
Алиса Порет не просто принадлежит ХХ столетию, она из числа тех, кто питал и обогащал эту эпоху, внося свои интонации. Алиса Ивановна была частью той культуры, которая, с одной стороны, наследовала отжившие традиции, а с другой — обладала поразительной способностью генерировать и продуцировать новые творчески-поведенческие модели. Всё подчинялось вполне осознанным целям: стремление преобразовать реальность, вознестись над обыденностью и рутинной повседневностью, создать новые условия, при которых жизнь и выдуманный мир воспринимались бы равными друг другу. И в этом создании и осознании параллельности Алисе помогали выдающиеся современники, с которыми она дружила: поэт Д.Хармс, художники Т.Глебова и А.Осмеркин, физик В.Струве, актеры И.Андроников и Р.Зеленая.
Природное чувство юмора делало личность Алисы Порет необыкновенно привлекательной в общении; оно помогло ей пережить личные душевные травмы и трудные времена – в дни блокады Ленинграда, в период исключения из Союза художников СССР за формализм.
В 20-ые Алиса Порет познакомилась с художником Павлом Филоновым, с его творчеством, и перешла из Академии художеств в его Мастерскую аналитического искусства, где и проработала до 1941 г. Вместе с коллективом мастеров участвовала в создании книги «Калевала», увидевшей свет в издательстве « Academia» в 1933 году. Экземпляр книги «Калевала». — М.: «Academia», 1933.- в настоящее время находится в Музее изобразительных искусств Карелии на экспозиции «Вселенная Калевала».
С конца 1930-х годов А. Порет фокусирует свои поиски на портретном жанре, целиком погружаясь в каждую подробность, мельчайшую деталь образа. Духовно выжить помогала музыка, бесконечно любимая и сопровождающая Алису Ивановну всю ее жизнь. И как символ этой большой любви воспринимается ее картина «Вечно золотой Бах».1962.
Холст, масло. 63х54,4. Поступила от К. Ц. Елагиной в 1984 г. Эта работа многие годы украшала квартиру самой художницы на ул. Огарева в Москве. От картины словно исходило сияние , озаряя комнату художника и наполняя ее звуками музыки и воспоминаний… Бах царил в квартире Алисы Ивановны как некое высшее божество. И когда ей предложили расстаться с этой картиной — продать её карельскому музею, она строго предупредила: «Только после моей смерти и то при условии, что сохраните резную рамку карельской березы – я ее своими руками сделала». Сейчас это произведение находится в фондах Музея изобразительных искусств Карелии.
Портретная живопись Алисы Порет представлена работами «Портрет Зары Долухановой» 1967г. (холст, масло. 57.6х47.7; поступило от автора в 1983 г.) и «Марсель Пруст» 1972г. (картон, масло. 607,5х49,5; поступило от С.К.Поляковой в 1994 г.).
Портреты, написанные Алисой Порет, – явление чрезвычайно своеобразное. В них острота видения модели уживается порой с веселой шуткой, объективность взгляда на человека, как правило, хорошо знакомого автору, — с игрой воспоминаний о нем. Известный искусствовед А.Сарабьянов справедливо заметил, что Алису Порет можно по праву считать создателем уникального жанра «портрета-рассказа».
Текст подготовлен Ириной Шосс, библиотекарем Музея изобразительных искусств Карелии