В «Музее русского импрессионизма» (г. Москва) завершил работу выставочный проект «Жены», который вызвал огромный зрительский интерес. Более 70 тысяч зрителей смогли познакомиться с произведениями из частных коллекций и собраний как ведущих, так и небольших художественных музеев нашей страны, которых объединил редкий вид портретного жанра—«портрет жены художника».
Именно эти портреты вызывают особенный интерес и помогают проникнуть во внутренний мир художника. Портреты этих замечательных женщин, многие из которых почти всю жизнь оставались в тени своих известных мужей, написаны по велению сердца. Именно своих жен художники могли наблюдать в разных жизненных ситуациях и настроениях. Жены были самыми терпеливыми моделями художника. При счастливом стечении обстоятельств — муза, идеал женственности. Чаще же – верная послушница религии мужа — его творчества.
Музей изобразительных искусств Республики Карелия был представлен портретом Иосифа Эммануиловича Браза (1873-1936) «Портрет жены» 1907г. Это произведение — одно из лучших в творчестве художника. Специалисты нашего музея занимались историей создания этого портрета и непростой судьбой И.Э.Браза. Наши московские коллеги собрали интересные сведения о жене художника, которых мы ранее не знали. На портрете изображена Лола Эдуардовна Браз, урожденная Ландсгоф, художница. Она была студенткой Императорской Академии художеств, училась у Александра Бенуа. Во время учебы в частной женской гимназии дружила с Любовью Менделеевой–Блок. Воспитывала двух сыновей, с которыми в 1924 году уехала в Германию. В этом же году Иосиф Эммануилович был отправлен в ссылку в Новгород, а затем в лагерь на Соловки, где пробыл около двух лет. После освобождения из лагеря в 1928 году художник иммигрировал во Францию, где умер в 1936 году.
К выставке «Жены» был издан богато иллюстрированный каталог, где представлен портрет из нашей коллекции.
Увидеть «Портрет жены» О.Э.Браза вы можете в постоянной экспозиции Музея изобразительных искусств РК.