История реставрации в Музее изобразительных искусств Республики Карелия, 1960 — 2022 годы
Одной из главных задач музея является сохранение уникальных культурных ценностей, сбережение музейных коллекций. Данную работу совместно с хранителями выполняют музейные реставраторы. Благодаря этим людям, исследователям и первооткрывателям, их подвижническому труду не в самых лёгких условиях, мы можем сейчас любоваться прекрасными произведениями древними и современными.
Начальный этап реставрации одной из самых значимых коллекций музея – древнерусской живописи, связан с работой реставраторов Государственной Третьяковской Галереи В. Г. Брюсовой (1917-2006) и И. А. Барановым. Вера Григорьевна участвовала в Петрозаводске в работах по обследованию и учёту икон, вывезенных в годы Великой Отечественной войны в Финляндию и затем возвращённых в СССР, обследовала храмы Карелии с целью выявления в них древней живописи.
Огромную роль по изучению и реставрации древнерусской живописи музея оказали специалисты отдела реставрации темперной живописи Государственного Русского Музея под руководством Н. В. Перцева. Государственный Русский музей, являясь крупным научно-реставрационным центром, с уникальной профессиональной школой всегда помогал коллегам из Музея изобразительных искусств Карелии в деле сохранения культурного наследия. Исторически сотрудников двух музеев объединяет профессиональное общение, которое не прерывается многие десятилетия.
Николай Васильевич Перцев (1902-1981 г.) сохранил для отечественной культуры большое количество уникальных произведений. Он был знатоком музейных ценностей. За большой практической работой стояло не только мастерство реставратора, но также научный подход к работе, глубокое изучение попавших в его руки предметов. Николаю Васильевичу выпало работать в одно из самых непростых для нашего Отечества времён. Он защищал страну во время Великой Отечественной войны. После был призван спасать и восстанавливать разрушенные памятники архитектуры Ленинграда, Ярославля, Новгорода, Вологды. Работая в Русском музее, он много помогал региональным музеям, одним из которых явился Музей изобразительных искусств Карелии. С 1957 по 1981 годы для нашего музея им было отреставрировано 98 икон, большую часть из которых составляют наиболее древние произведения коллекции, которые относятся к XV-XVI вв.
Многие из раскрытых Н. В. Перцевым произведений иконописи являются своеобразными эталонами иконописного стиля своего времени и эпохи создания. Они изучаются в контексте общемировой истории и культуры, часто печатаются в альбомах, книгах, научных изданиях. Реставрационная работа Н. В. Перцева имела для карельского музея огромное значение как в смысле открытия многих ключевых памятников, так и в формировании реставрационного «лица» собрания. Большинство произведений находятся в постоянной экспозиции музея. В 1960-х годах совместно с Н. В. Перцевым работали его ученики: И. П. Ярославцев, И. В. Ярыгина и С. Я. Конёнков.
Первым реставратором музея и большим энтузиастом собирательского дела в Карелии стал Геннадий Васильевич Жаренков (1928-2012). Он стоял у истоков комплектования и реставрации древнерусской живописи нашего края. С 1961 года музей становится центром собирания, изучения древнерусской живописи в Карелии. В Петрозаводск привозились самые ценные в художественном отношении произведения. Геннадий Васильевич активно включился в экспедиционную работу. Обследование памятников архитектуры было вызвано критической ситуацией, возникшей в Карелии, когда иконы «вошли в моду». В связи с начавшимся массовым расхищением икон, в ноябре 1960 года вышел приказ Министерства культуры РСФСР «Об учёте и сохранности произведений древнерусского искусства». Обследование затруднялось отсутствием транспорта и необходимых средств. К старинным церквям и часовням приходилось добираться по бездорожью. С участием Геннадия Васильевича было собрано, а значит спасено от гибели и расхищения, около 1000 икон. Г.В.Жаренков раскрыл около 45 произведений из коллекции Музея изобразительных искусств Карелии.
Активную помощь музею оказывал московский реставратор и талантливый популяризатор древней живописи Савелий Васильевич Ямщиков (1938 — 2009). Его называют «реставратором всея Руси». Он был многоплановым человеком — реставратор, историк искусства, публицист, журналист, возродивший к жизни имена забытых русских художников и иконописцев.
В 1960-х годах, работая во Всероссийском реставрационном центре, Савелий Васильевич выполнил реставрационные работы на многих памятниках Музея изобразительных искусств Карелии, которые находятся в постоянной экспозиции. В 1968 году он организовал первую, посвященную северной иконописи выставку в Москве «Живопись древней Карелии», которая пользовалась огромным успехом и открыла для широкой общественности красоту северной иконописи.
В 1970-1980-х годах большую группу произведений реставрировали сотрудники московского института «Спецпроектреставрация» г. Москва.
Огромную многолетнюю помощь оказывают музею сотрудники ГЦХНРМ, сейчас Всероссийского художественного научно-реставрационного центра им. Грабаря г. Москва. В 2017 годупроведены сложные и большие реставрационные работы реставраторами ВХНРЦ Д. В. Самойленко и А. А. Трофимовым на единственной в собрании музея картине В.М. Васнецова «Распятие Христа» 1902 г.
В 1992 г. реставраторами Государственного научно-исследовательского института реставрации (ГосНИИР, отдел металла) М. С. Шемаханская, В. В. Ветлужских, М. Ф. Дубровин, П. Н. Котельников, И. Г. Равич была отреставрирована практически вся коллекция старообрядческой медно-литой пластики – это иконы, складни, кресты.
Произведения музея не только передавались на реставрацию в мастерские Санкт-Петербурга и Москвы, но значительный объём работ по раскрытию и укреплению икон выполнялись силами своих реставраторов А. И. Байера и И. Н. Куспак.
В 1973 году в музей поступила работать Ирина Николаевна Куспак. Она с 2001 года возглавляла созданный в музее отдел реставрации, с 2006 по 2018 годы работала заместителем директора музея, с 2019 года — учёным секретарём, имеет звание «Заслуженного работника культуры Республики Карелия».
Работу по реставрации коллекций музея на протяжении многих лет проводил Александр Иванович Байер. В 1970 годы после окончания реставрационного училища он приехал по распределению в Петрозаводск. Невозможно переоценить вклад А. И. Байера в сохранение и раскрытие икон из собрания музея. Это десятки замечательных памятников северного искусства. А. И. Байер не только реставратор-практик, а экспериментатор. Им был освоен метод реставрации икон с помощью отслоения поздней поновительной живописи от оригинала и её сохранения переносом на новую основу, а также опробована своя методика выправления деформаций деревянной основы икон.
Реставрационные работы Александра Ивановича и Ирины Николаевны были представлены на российских и ряде зарубежных выставок в Финляндии, Швеции и Германии. Также интересным опытом стала работа реставраторов в Ново-Валаамском монастыре (Финляндия).
С 1987 по 2002 годы в музее реставратором тканей работала Михальченко Людмила Леонидовна. Ею была проведена большая многолетняя работа по реставрации и консервации предметов из ткани. С 2002 по 2010 годы реставратором тканей работала Николаева (Румянцева) Татьяна Николаевна. За это время провела реставрацию на более 30-ти и консервацию на более 70-ти музейных предметах традиционного народного костюма, церковного облачения и других предметов декоративно-прикладного искусства. С 2011 года работает в мастерской реставрации тканей ВХНРЦ им. академика И. Э. Грабаря.
Добрые отношения сложились у сотрудников музея с мастерской реставрации, техники и технологии живописи Института живописи, скульптуры и архитектуры им. Репина, под руководством Юрия Григорьевича Боброва, профессора, художника-реставратора высшей квалификации проводятся реставрации на произведениях Музея изобразительных искусств Карелии студентами старших курсов.
Понимание общих целей и задач в деле сохранения культурного наследия сложилось с коллегами из Национального музея Республики Карелия. Заведующей отделом реставрации Н. В. Зотовой, были в разное время реставрированы графические произведения Музея изобразительных искусств Карелии. Реставратором тканей Н. В. Литвин были отреставрированы многочисленные подзоры и полотенца, большая работа была проведена при подготовке обновлённой постоянной экспозиции декоративно-прикладного искусства Музея изобразительных искусств Карелии.
В Музее изобразительных искусств Карелии новые реставрационные открытия показываются на выставках и регулярно каждые 5 лет на выставках новых поступлений. Выявляются и продолжают реставрироваться иконы, которые могут дополнить и детализировать картину развития иконописи Карелии. Ряд памятников XVIII–XIX веков раскрыла в последние годы реставратор темперной живописи музея Мария Фёдоровна Смирнова.
С 2017 года реставратором масляной живописи в музее работает Алёна Александровна Попова, после окончания Суздальского филиала Санкт-Петербургского института культуры. Интересной работой по атрибуции и реставрации стала картина М. В. Зайцева «Портрет Х.Г. Дорошина».
В этом году исполнилась давняя мечта сотрудников музея, иметь своего реставратора художественной графики, т.к. графика составляет половину коллекции музея. Данную работу начала молодой специалист Ксения Юрьевна Еловских, недавно прошедшая стажировку в Государственном историческом музее в Москве.
Ежегодно реставраторами музея выполняется сложная научная реставрация на 4-х произведениях, остальной реставрационный план составляют консервационные и профилактические работы. Регулярно реставраторы участвуют в монтаже и демонтаже выставок, упаковках произведений, проводят осмотры коллекций, для выявления изменения состояния сохранности произведений, проводят первичную обработку вновь поступивших экспонатов. Все процессы хода реставрационных работ тщательно документируются, проводятся исследования с привлечением сторонних специалистов (химиков, рентгенологов, технологов), подбираются необходимые методы и материалы работы, а также выполняется фотофиксация до начала работ, в процессе и после реставрации.
Текст подготовлен М.Ф. Смирновой, заведующей сектором реставрации Музея изобразительных искусств Карелии