Перейти к содержимому

Музей изобразительных искусств Республики Карелия

История №3

Один день из жизни гимназии

Утром 14 июня 1863 года в гимназических коридорах было суетно и волнительно.
Ждали высокого гостя: второго человека в государстве, самого наследника престола цесаревича Николая Александровича Романова, старшего сына императора Александра II.

Портрет цесаревича Николая Александровича. Портретная галерея русских деятелей Мюнстера. СПб, 1864-1869.

Цесаревич был молод, немногим старше выпускников гимназии, которые ждали его с особым чувством. Дело в том, что выпускной торжественный акт гимназии специально приурочили к приезду наследника, он пожелал сам наградить лучших учеников и выдать аттестаты выпускникам. Согласно пожеланию цесаревича на всех документах была сделана приписка о его собственноручном вручении.

Воспоминания об этом знаменательном для гимназии событии оставил преподаватель словесности Иван Петрович Хрущов. Цесаревич беседовал с ним, интересовался каждым выпускником, спрашивал о курсе русской словесности. В сопровождении Хрущова наследник престола осмотрел учебные классы и библиотеку гимназии. Посетил он и кабинет зоологии, в котором пообещал для лучшего обучения воспитанников направить в гимназию «полный организм человека» – учебную модель из папье-маше и гипса французского натуралиста, доктора и фабриканта Луи Тома Жерома Озу. Спустя несколько месяцев обещание было выполнено, о чем сразу сообщила местная газета «Олонецкие губернские ведомости».

Среди участников торжественного мероприятия в гимназии были будущий знаменитый языковед – тогда ученик 6 класса Филипп Фортунатов, а также выпускники Василий и Алексей Поленовы. Похвальный лист Филиппа Фортунатова с припиской о вручении
самим наследником престола хранится в архиве Петербургского филиала Российской академии наук. Аттестаты братьев Поленовых нам, к сожалению, найти не удалось.

Сопровождавший наследника престола профессор живописи и знаменитый маринист Алексей Петрович Боголюбов зарисовывал и виды города Петрозаводск, и интересные типажи местных жителей. По воспоминаниям Хрущова художник сделал набросок с натуры – портрет крестьянина-сказителя из деревни Лонгасы Козьмы Ивановича Романова, исполнение былин которого слушали прибывшие высокие гости, а цесаревич не только поговорил со стариком, но тихонько подпевал его пению.

Боголюбов А.П. Лодки. Вторая половина XIX века. Фанера, масло. Из коллекции Музея ИЗО РК.

Интересно, что спустя несколько лет в Париже пути двух художников – Боголюбова и Поленова – снова пересеклись. Алексей Петрович был наставником молодого художника золотого медалиста Академии Василия Поленова во время его заграничного пансиона.

А цесаревич Николай Александрович на следующий год после посещения Петрозаводска отправился в Данию, где был помолвлен с юной принцессой Дагмар, впоследствии ставшей супругой его брата Александра – Марией Федоровной. Примечательно, что именно в Петрозаводск спустя 65 лет после описанных событий прибыла коллекция из бывшей императорской резиденции Аничкова дворца, в которой были произведения и самой Марии Федоровны – талантливой ученицы художника Алексей Петровича Боголюбова.

Поделиться: