Перейти к содержимому

Музей изобразительных искусств Республики Карелия

Билет на автобус для бронзового мальчика

рыбачок габович горизонт

Каждый музейный предмет имеет свою историю. У одного она короткая и простая, у другого – длинная и витиеватая. И какие тайны может скрывать музейный предмет, какие открытия готовит музейным сотрудникам, сложно предугадать.

Бронзового мальчишку, про которого мы уже писали, скульптор Моисей-Иосиф Габович отлил в 1895 году в Санкт-Петербурге на знаменитом заводе Карла Федоровича Верфеля. Мы не знаем, где и когда началась музейная судьба Мальчика-рыболова. Нам еще предстоит найти сведения о том, где скульптура находилась до революции. В 1920-е годы из Ленинградского государственного музейного фонда она прибыла в Петрозаводск в музейное собрание Карельского государственного музея (ныне – Национальный музей Республики Карелия). Свою последнюю прописку – Музей изобразительных искусств Карелии – творение Габовича обрело в 1960 году.

габович, рыбачок

Вот уже 125 лет бронзовый мальчик сидит на бронзовом же «камне», а в бронзовом ведерке плавает пойманная бронзовая рыбка. К сожалению, сама удочка нашего рыбачка давно-давно утрачена. Кулачок мальчика пуст…

Вернее, мы думали, что кулачок пуст, пока не заглянули в него! Маленький рыболов стоял в нашем Русском зале, у самого окна. Мы фотографировали детали этой прекрасно исполненной скульптуры. Сначала взгляд, а потом и объектив фотоаппарата заглянули в кулачок мальчика, именно туда, где должна была быть удочка. Там мы разглядели мятые бумажки. Аккуратно, используя тонкие палочки, мы вытолкали бумажные комочки из кулачка и развернули их.

Мы обнаружили удивительный привет от посетителей Государственного музея Карело-Финской СССР из 1950-х годов: два билета на автобус и билет в музей. Сколько сразу информации мы получили!

Во-первых, в какой-то период с января 1950 по июль 1956 скульптура Габовича экспонировалась в залах музея, что дало возможность одному весьма «невоспитанному» посетителю запихнуть свой билет в кулачок бронзового мальчишки.

Во-вторых, билет в музей в те годы стоил 50 копеек, а посетитель был 731-м по счету, вот только за какой период времени (месяц, год, а может, день?), мы не знаем.

И, в-третьих, доехать до музея в 1950-е можно было на городском автобусе за 15 копеек.

Бронзовый мальчик сейчас занял свое место на полке фондохранилища скульптуры, но что-то подсказывает нам: еще не все свои тайны он нам раскрыл, и, как говорится, продолжение следует…

Другую историю этой скульптуры читайте здесь

Текст подготовлен Людмилой Александровной Никифоровой, заведующей экспозиционно-выставочным отделом.

Поделиться: