Перейти к содержимому

Музей изобразительных искусств Республики Карелия

Прогулки по городу с Алексеем Авдышевым

Алексей Иванович Авдышев (1928-1997) — художник-пейзажист, график, поэт, Заслуженный деятель искусств Карельской АССР, Заслуженный художник РСФСР, лауреат Государственной премии КАССР. Член Союза художников России с 1957 года. Художник первым из карельских графиков использовал в своем творчестве технику цветной линогравюры, в которой и выполнил серию пейзажей Петрозаводска. Участник более 100 художественных выставок — республиканских, зональных, всероссийских, и многих зарубежных. Член Союза писателей СССР с 1956 года, автор многих поэтических сборников. Талант художника Авдышева многогранен. Работая над серией городских пейзажей, приглашая зрителей прогуляться по тихим улицам и уютным дворикам Петрозаводска конца 1950-х годов, он раскрывается в ранних цветных линогравюрах как проникновенный лирик, любящий свой город.

Авдышев А.И. Музыкально-драматический театр. 1966. Бумага, линогравюра цветная. 30,5х39,6 см. Поступил в 1966 году из Гостиницы «Северная». ГК-445 КМИИ КП-4474

На площади Кирова в уходящем утреннем тумане мы можем разглядеть здание Музыкального театра во всей его красе. Стройный ряд колонн на подиуме, треугольный фронтон, карниз вдоль фасада напоминает нам… Парфенон. И за этот «храм четырех сестер Терпсихоры, Эвтерпы, Талии и Мельпомены» мы благодарны группе архитекторов Е.Н. Чечик, А.П. Максимову и С.Г.Бродскому. В 1966 году театр назывался Музыкально-драматический театр Карельской АССР и объединял под одной крышей сразу две труппы. Возглавлял театр знаменитый Сергей Петрович Звездин, а в репертуаре уступая друг другу сцену шли музыкальные и драматические постановки: «Джюдитта» Легара, «Евгений Онегин» Чайковского, «Сампо» Синисало, «Трёхгрошовая опера» Брехта, «Смерть Тарелкина» Сухово-Кобылина и другие.

На линогравюре хорошо видны два автобуса старой модели, отходящие от остановки, которая в то время была на площади, и афишная круглая тумба на самом углу у перекрестка с улицей Куйбышева.

Авдышев А.И. Онегзавод ночью. 1957. Бумага, линогравюра цветная. 41,6х54,6 см. Поступил в 1960 году из Карельского государственного краеведческого музея. ГК-67 КМИИ КП-194.

С проспекта Карла Маркса открывается панорама на Онежский тракторный завод. Линогравюра датирована 1957-м, а годом раньше на базе Онегзавода было создано специализированное предприятие по выпуску трелёвочных дизельных лесных тракторов, и завод получил это новое название. Онежский тракторный завод считается градообразующим предприятием. И это значит не только, то, что город рос вокруг завода, а и то, что в каждой семье, среди друзей, знакомых или соседей кто-то точно работал на ОТЗ. Работа завода не останавливалась ни на минуту, и даже ночью дымили трубы литейных цехов. 25 июля 1957 года со сборочного конвейера сошёл уже тысячный трактор.

В ту пору «онегзаводскую ямку» еще только начинали засаживать молодыми деревцами работники ОТЗ, выходя на субботники и воскресники. Поэтому завод предстает «как ладони».

Авдышев А.И. Вид на Главпочтамт. 1957. Бумага, линогравюра цветная. 43,5х32 см. Поступил в 1961 году из Карельского государственного краеведческого музея. ГК-234/1 КМИИ КП-550/1.

В 1950-1960-е годы Петрозаводск быстро менялся. Повсеместно строились жилые дома, формируя современный и знакомый нам облик центра города. Рядом со старой застройкой появлялись новые многоэтажки. Улица Комсомольская – не исключение. Ныне эта улица носит имя Ю.В. Андропова.

Между будущих «образцовых домов» открывается вид на одно из красивейших зданий Петрозаводска, нашу «башню с часами» — Главпочтамт. Сейчас такого вида мы не найдем, в 1970 году новая пристройка закрыла его навсегда. Почтамт строился по проекту архитектора Л. К. Андреева в «неоренессансном» стиле 1940-х годов, при этом были задействованы сохранившиеся фундамент и стены разрушенного в годы войны Дома связи. Говорят, что часы на башне были с боем, но через некоторое время по просьбе жителей близлежащих домов куранты упразднили.

Авдышев А.И. Колоннада дома № 2 на площади 25-го октября 1917 года в Петрозаводске. 1956. Бумага, линогравюра цветная. 48х38,5 см. Поступил в 1960 году из Карельского государственного краеведческого музея. ГК-76 КМИИ КП-180.

Площадь, которая имела много названий за свою историю: Циркульная, Круглая, Петровская, 25 Октября 1917 года, Административная, ныне носит имя Ленина. Но как бы она не называлась – днем революции или именем ее вождя, площадь остается частицей губернского города Петрозаводска. На площади расположились здания бывшего губернаторского дома и бывших присутственных мест. Фасады полукруглых зданий были оформлены симметрично. В центре каждого – торжественный портик с колоннадой. Вход в бывшие присутственные места (ныне – Министерство культуры Карелии) охраняют два небольших чугунных льва, отлитые на Александровском заводе. За без малого двести лет, как они стоят на страже северного здания площади. Произошло немало событий: бушевали революции, гремели залпы войны, торжественно открывали сначала памятник императору Петру Великому, потом – революционеру Ленину, мимо шли демонстрации и парады, толпы туристов так и норовили «потискать» чугунных представителей семейства кошачьих и, главное, сделать фото на память.

Авдышев А.И. Вид на Петрозаводский вокзал. 1957. Бумага, линогравюра цветная. 39,2х45,5 см. Поступил в 1960 году из Карельского государственного краеведческого музея. ГК-70 КМИИ КП-193.

На линогравюре в дымке высится шпиль железнодорожного вокзала. Площадь тогда называлась площадью Нового вокзала. До полета первого человека в космос оставалось четыре года, и только звезда на высоком шпиле стремилась ввысь, олицетворяя собой «космос как предчувствие». Да и облик самой площади только формируется: из знаменитых полукруглых домов-братьев построен только один.

Железнодорожный вокзал Петрозаводска был построен в 1953-1955 годах по проекту архитектора В.П. Ципулина в традициях позднего неоклассицизма. Круглый бельведер с восьмигранной башенкой, увенчанной шпилем, виден издалека, как маяк для заблудившегося туриста.

НАЧАЛО

ДАЛЕЕ