Перейти к содержимому

Музей изобразительных искусств Республики Карелия

XVI Фортунатовские чтения

фортунатовские чтения

…Есть такая страна – Калевала.

Полыхает закат, как костёр,

Манят нас тишина привала

Серебристые дали озёр.

Как баркасы героев былинных,

Острова на приколе стоят.

Сколько сказок и песен старинных

Молчаливые скалы таят…

Такала Рейё

31 марта 2021 года мы вновь встречаемся с вами на XVI Фортунатовских чтениях. В этом году из-за ряда причин и несостоявшихся мероприятий прошлого года было решено провести мероприятие на платформе Музея изобразительных искусств Карелии в онлайн формате. Сегодня у вас есть уникальная возможность дистанционно стать участниками XVI Фортунатовских чтений.

Идея проведения Фортунатовских чтений появилась в 2007 году. Родилась она благодаря многолетнему взаимодействию Гимназии №30 имени Музалева Д.Н. и Музея изобразительных искусств Карелии и креативному сотрудничеству их руководителей: Кошкиной Людмилы Ивановны, директора МОУ «Гимназия №30», заслуженного работника образования РФ и Вавиловой Натальи Ивановны, директора Музея изобразительных искусств РК, заслуженного работника культуры РФ и РК.

Главная идея проекта – изучение и сохранение лучших традиций отечественной и мировой культуры, знакомство с историей своей Родины (большой и малой), воспитание уважения к национальному достоянию и людям, его создававшим.

Приобщение человека к ценностям духовно-нравственной культуры происходит на протяжении всей жизни, но школьные годы – совершенно особый период формирования личности. Содержание прошедших Гуманитарных Фортунатовских Чтений дает нам надежду на то, что  учащиеся гимназии №30 получают возможность обогатиться и интеллектуально, и духовно.

Проект «Фортунатовские чтения» – это комплексная  и системная работа педагогов и учащихся гимназии №30, сотрудников Музея изобразительных искусств Карелии, а также — большая поддержка родителей гимназистов.

Сегодня, когда нашей богатой во всех смыслах республике исполнилось 100 лет, мы говорим о ее величайшем наследии, о своеобразной визитной карточке, которая представлена карело-финским эпосом «Калевала» и руническими песнями или просто рунами. Они уже давно стали многозначным и символичным культурным кодом Карелии и ее народа. Родственные связи культур — вот то объединяющее начало, которое дает возможность человеку с одного конца мира понять другого, установить связь времен и поколений, разобраться в том наследии, которое оставлено нам от предков. И все начинается с самого простого – мифов, легенд, преданий и сказок.

Началом встречи станет приветственная речь Кошкиной Людмилы Ивановны, директора МОУ «Гимназии №30» и Вавиловой Натальи Ивановны, директора Музея изобразительных искусств Карелии.

XVI Фортунатовские чтения пройдут под темой «Будут вечно хранимы народом «Калевалы» старинные руны…», что стало символичным, ведь 2021 год стал годом рун в Республике Карелия. В ходе чтений прозвучат следующие доклады:

 «Карельские руны как культурный код Карелии» Макарова Татьяна, Туркина Анна, магистранты ПетрГУ, руководитель – Казакова М.В. к.н.ф., преподаватель ПетрГУ.

«Литературная жизнь народного эпоса «Калевала» Осетрова Александра, учащаяся 9Б класса, руководитель – Цветкова Г.М., учитель русского языка и литературы гимназии.

«Баба-яга ищет родственников в карельских сказках» Овчинников Фëдор, учащийся  8В класса (Руководитель – Игнатькова Т.В., учитель карельского и финского языков ФУШ)

Литературная композиция «Читаем руны Калевалы» в исполнении Рычковой Елизаветы, учащейся 2Б класса (руководитель – Мороз Ю.С., учитель начальных классов гимназии,) Швец Милады и Мюллер Эмилии, учащихся 5Б класса гимназии (руководитель -Бармина И.В., учитель русского языка и литературы)

Музыкальная композиция «Кантеле»: вчера, сегодня, завтра» в исполнении Ивановой Екатерины, лауреата международных конкурсов, Артистов Национального ансамбля песни и танца Карелии «Кантеле» (художественный руководитель ансамбля — Магницкая Е.В.)

«Влияние карело-финского фольклора на создание поэмы А.С. Пушкина «Руслан и Людмила» Лунева Евгения, 6Б класс (Руководитель – Данилова Е.С., учитель русского языка и Литературы)

«Семья в сохранении культурного наследия Карелии» Каракина Анастасия, 11Б класс (Руководитель – Чуккоева Е.А., учитель истории и обществознания)

Завершающее выступление мероприятия — танец из спектакля «Легенды Калевалы» в исполнении фольклорно-хореографического ансамбля «Kulkuset» (Руководитель – КаширинаН.А.)

Когда прикасаешься к богатому материалу, который нам преподносит сама история, когда имеешь удивительную возможность творить и фантазировать, представляя героев грандиозной «Калевалы», осознаешь, как через уникальный материал обогащаешься и впитываешь энергетику карельского фольклора, карельской культуры.

Еще одна традиция завершения гуманитарных чтений — это экскурсионная программа по Музею изобразительных искусств Карелии. В этот год мы решили немного отойти от правил и завершить программу творческим мастер-классом «Земля Калевалы»  под руководством Юрко Екатерины Сергеевны, заведующей Ресурсным центром творческого развития детей и подростков с различными социальными и физическими возможностями Музея изобразительных искусств Карелии.

Поделиться: