В первые месяцы войны художник Павел Михайлович Кондратьев был командирован Ленинградской организацией Союза художников в маскировочную службу 8 авиабазы в составе ВВС Балтийского флота. Так случилось, что вскоре после прибытия Павла Кондратьева в Ленинград сомкнулось блокадное кольцо, и он разделил суровую участь миллионов ленинградцев.
Как и многие художники, Павел Михайлович, исполняя обязанности по службе, стал иллюстратором-документалистом страшных военных событий и сделал серию рисунков и акварелей о жизни в осаждённом городе. Выполненные с натуры быстро и энергично, путем схватывания главных деталей, эти листы представляют собой своеобразный репортаж с места событий. Кондратьев был последователем Павла Филонова, который учил, что каждый элемент рисунка – форму, линию – нужно делать изо всех сил, так, чтобы никто лучше вас в мире это сделать не мог.
В письмах того времени Павел Кондратьев писал: «…напряженность и острота нарастают с каждым днем, прямо чувствуешь это в воздухе. Опять мало приходится спать, иной раз глаза слипаются неудержимо… помогает напряжение, в котором постоянно живешь…. постоянное желание работать, сделать ещё и ещё. Сейчас основное, новое, что я вдруг понял и, главное, почувствовал это в натуре – это контраст пропорций пространства: вдруг стал чувствовать не только линейный, плоский ритм, но и объемный, в глубину, ритм форм».
Темами акварелей Кондратьева были улицы осажденного города, разрушенные дома, кареты скорой помощи, орудия защитников Ленинграда и, главное, люди – жители города, просто идущие по улице, стоящие в очереди за хлебом, пришедшие за водой, провожающие родных в последний путь. Это была первая военная зима, до победы оставалось долгих три года.
На фотографиях работы Кондратьева П.М. из Фондов МИИ РК:
На КПП. 31 января 42 года.
Грузовики.
24 декабря 41 года.
У почтового ящика.
Разрушенные здания.
Человек на снегу.
Январь 1942 года.
Похороны.
Март 1942 года.
Май 1942 года.