Перейти к содержимому

Музей изобразительных искусств Республики Карелия

Усынови картину Н.Касаткина

Музей изобразительных искусств Республики Карелия продолжает акцию «Усынови картину»! Сегодня мы предлагаем к усыновлению произведение Николая Касаткина — «Константинополь. Святая София» (115х83 см, холст, масло), написанное в конце XIX — начале ХХ веков.

Чтобы принять участие в акции и усыновить картину, нужно внести средства на оформление работы в багет.

✅Стоимость оформления: 12 00 рублей.

Н.Касаткин., Константинополь. Святая София

Касаткин Николай Алкесеевич (1859 – 1930) — один из наиболее значительных русских мастеров, «последний знаменосец передвижничества, ставший творцом новой истории искусства России» и пронесший идеи передвижничества до конца своих дней. Вся его творческая деятельность стала зеркальным отражением жизни и чаяния простых людей. «Некрасов в русской живописи» — так часто его называли современники.


Художник стал первопроходцем среди плеяды передвижников еще в конце XIX века, создавших целую галерею типажей простых рабочих, крестьян, революционеров. В его картинах будто в кадрах фотохроники, отразилась история жизни простого русского населения, пережившего и Первую Мировую и череду революций.

Николай Алексеевич Касаткин родился 13 декабря 1859 года в Москве в семье художника-литографа А. А. Касаткина и крепостной крестьянки. Свой художественный дар Николай унаследовал от отца, известного гравера Алексея Касаткина. В 1873 году четырнадцатилетний юноша поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, где его учителями были Василий Перов, Алексей Саврасов, Илларион Прянишников. В 1883 году Касаткин окончил училище, но продолжить своё обучение в Императорской Академии Художеств не смог из-за болезни отца и финансовых проблем в семье. После окончания училища Касаткина пригласил на работу в свое издательство крупнейший русский книгоиздатель И. Д. Сытин, где художник проработал около тридцати лет, участвуя в создании «Русской истории в картинах», первого настольного календаря и др.

В своём творчестве Касаткин, безусловно, испытывал огромное влияние Льва Николаевича Толстого, знакомство с которым произошло в начале 1880-х гг. Теплые дружеские отношения скреплены были обоюдным интересом и вниманием к творчеству друг друга, к социальным аспектам жизни общества. Вероятно, этим можно объяснить и непременную литературность сюжетов произведений Касаткина. Художник часто гостил в имении писателя Ясная Поляна. Именно в этот период определяется главная тема в творчестве Николая Алексеевича Касаткина — жизнь рабочих и городской бедноты.


         Касаткин неоднократно совершал творческие поездки по России. В 1887 путешествовал по Волге, с 1891 по 1901 годы ежегодно выезжал в район донецких шахт, в 1894 году побывал на Кавказе, в 1898 году предпринял поездку на Урал, в 1900-х годах ездил на торфоразработки Иваново-Вознесенской области и по текстильным предприятиям Подмосковья. Визитной карточкой художника стала знаменитпя «Шахтерка» 1894 года.


         В 1893 году художник посетил Париж и Берлин, с 1901 года ежегодно бывал в Италии, в 1907–1917 годах совершил путешествия по Турции, Англии, Германии, Австрии, Швейцарии, Скандинавским странам. Знакомство с европейской живописной стилистикой, особенно с импрессионизмом, позволило Николаю Касаткину  создать совершенно иные произведения, не укладывающиеся в его привычное и уже знакомое публике и критике русло. Появляются прекрасные пейзажные, интерьерные работы, по иному раскрывается его колористический дар, да социальная тематика уходит даже не на второй план.

В одну из таких поездок – в 1908-1910 годов в Турцию – Касаткин  был покорен красотой визанийской архитектуры, экзотикой Востока и особой магией Константинополя. Не мог художник оставить без внимания и знаменитую Святую Софию.  Он написал серию великолепных видов этого храма, в том числе и его интерьеров, ставшую в наши дни уже только живописным наследием художника, но и документальным источником по истории убранства этого собора.  В Музее изобразительных искусств Карелии есть одна из работ этой серии — «Константинополь. Святая София»,  демонстрирующая вид главного нефа собора с его изумительным декоративным убранством и струящимся, переливающимся светом.

✅Денежные средства могут быть внесены:
— наличными или через терминал (в бухгалтерию музея),
— по безналичному расчету по реквизитам,
через кнопку Частные пожертвования на сайте музея (выбрать назначение платежа «Усыновление картины»).

✅Подробнее об акции музея и полный список картин, ожидающих «усыновления», смотрите на сайте музея

На фото: Храм Святой Софии (источник news.artnet.com), изображение произведения Н.Касаткина из фондов музея


Поделиться: