Перейти к содержимому

Музей изобразительных искусств Республики Карелия

Статья. Ирина Александровна Старженецкая. 80 лет со Дня рождения художника.

10 декабря 2023 г. – 80 лет со Дня рождения художника
Ирины Александровны Старженецкой (1943 ).
Живописец, автор монументально-декоративной пластики. Автор портретов, пейзажей.

1957 — 1962 гг. — учеба в Московской средней художественной школе
при МГХИ им В.И. Сурикова.

1962 — 1968 гг. — учеба в Московском Государственном художественном институте
им. В. И. Сурикова Академии художеств СССР у А. М. Грицая и Д. Д. Жилинского.

Награждена медалью Преподобного Сергия Радонежского и золотой медалью Российской академии художеств. Действительный член Российской академии художеств. С 1966 г. принимает участие в художественных выставках.

И..А. Старженецкая. Левая часть. Из триптиха «Майский день». 1982-1986 гг. Холст, масло. Музейно-выставочный комплекс Музейно-выставочного объединения Российской академии художеств.

Ирина Александровна принадлежит к поколению «бунтарей-семидесятников», которые, стремясь свободно реализовать свой замысел, каждый по-своему разрушали стереотипы и осваивали новый художественный язык. В желании высказаться искренне, по-детски непосредственно Старженецкая тяготеет к примитивному искусству. Ее стиль характеризуют простота и ясность композиции, плоскостность изображения, геометризованность фигур, жесткость и угловатость силуэтных линий. И если окружающие предметы изображены плоскостно, то в самой фигуре присутствует телесность, ощутим объем. Краска наносится широким мазком в разных направлениях, таким образом создается эффект вибрации живописной поверхности.

И..А. Старженецкая «Аня с сыном» 1983 год. Холст, масло. Муниципальное автономное учреждение культуры «Екатеринбургский музей изобразительных искусств»

С 1989 года художница работает над стенными росписями храмов в Москве и Тарусе. Под влиянием канонического искусства художественный язык Старженецкой претерпевает ещё большие изменения: форма упрощается почти до знака, образы, сотканные из света, пронизывающего всё их естество, полностью утрачивает телесность, порой превращаясь в размытые силуэты. Условность в изображении достигает критического уровня, иногда это граничит с абстракцией, хотя фигуры и предметы не теряют при этом узнаваемых очертаний.

И..А. Старженецкая «Во время зноя дневного» 1991 год. Холст, масло. Музейно-выставочный комплекс Музейно-выставочного объединения Российской академии художеств.

Основой художественного видения Старженецкой является цвет. Для неё – это главное и, по сути, единственное средство выражения. При помощи крупных локальных цветовых пятен лепится форма, создаётся рисунок, рождается пространство. Оставаясь в стороне от социальной тематики, мастер погружает зрителя в вечную, непреходящую реальность, в мир чувств и эмоций. Порой одна картина составляется из нескольких холстов. Произведения Ирины Александровны, несмотря на их крупноформатность, свойственную монументальному искусству, всегда несут в себе очень интимное, сокровенное чувство. «Женское» качество живописи мастера – в её музыкальности. Работы художницы воспринимаются, как музыка души, написанная цветом.

В фондах нашего музея всего одно произведение Ирины Александровны Старженецкой:
«Таня» 1982 год. Холст масло. Поступило из Министерства культуры СССР в 1990 г.

При написании текста были использованы материалы из статьи:
Юлия Василькова. Старженецкая Ирина Александровна// 100 имён: произведения
портретного жанра из собрания Калининградской художественной галереи.-
Калининград: «Художественная галерея». –
2013. – с. 174-175

Текст составлен сотрудником МИИ РК Ириной Шосс.

Поделиться: