Благотворительный Фонд Владимира Потанина на протяжении многих лет поддерживает музейщиков, предоставляя возможности развития по программе «Музейный десант».
Наталья Козловская — руководитель отдела развития Музея изобразительных искусств Карелии стала победителем конкурса и побывала на стажировке в Московской школе управления Сколково.
Трехдневная интенсивная программа «Управление проектами изменений» от преподавателей-практиков бизнес-школы СКОЛКОВО направлена на развитие навыков в ключевых областях проектов перемен: управление проектами, управление изменениями (Change management), управление проектной командой, развитие потенциала сотрудников, вовлеченных в проекты перемен.
Одной из задач отдела развития музея является создание и реализация проектов изменений. За последние 10 лет накоплен большой опыт реализации грантовых инициатив, поддержанных российскими и международными благотворительными фондами. Участнику стажировки было важно структурировать эти знания, сопоставить с современными теоретическими подходами и моделями, а также отработать новые навыки в рабочих группах в формате интерактива и деловых игр.
Первый день программы был посвящен базовым знаниям по управлению проектами. Разбирались национальные особенности управления проектами. Например, в модели работы с неожиданностями, японцы думают о причине инцидента, американцы быстро устраняют инцидент, а российская практика ориентирована на быстрое устранение кризиса, то есть тушение пожара. Отдельный блок был посвящен жизненному циклу проекта, заинтересованным сторонам и инструментам работы с ними, ключевым ролям в проекте и методике контрольных точек. Участниками были разобраны и проанализированы модели «швейцарского сыра», «галстука-бабочки», «run, change, disrupt», а также глубоко изучены модель CYNEFIN, agile подход и scrum метод.
В ходе обучения отмечалось, что руководитель проектов — это менеджер-охотник, у которого есть лидерская гибкость (патроны с методами) и эффективность ( умение применить нужный патрон). В динамично развивающемся мире подчеркивается значимость амбидекстрии руководителя — ситуации, когда 2 «руки» развиты одинаково хорошо. В прежние времена управленцы делились на 2 типа: люди-run и люди-change, а теперь важно сочетать оба этих качества и быть амбидекстром. Такой менеджер способен формировать кросс-функциональные команды и быть результативным в условиях неопределенности.
Второй день стажировки был посвящен теме управления проектной командой. Обсуждались особенности формирования, этапы развития и работы проектной команды, система ролей и взаимодействие в проектной команде для достижения результата. Выделяется пять основных элементов, меняющих людей и организации по системе ADKAR — Awareness, Desire, Knowledge, Ability, Reinforcement. Любой член команды должен быть осведомлен, иметь желание и возможность, нужные знания и компетенции для работы в проекте, а также закреплять полученные знания для дальнейшего развития.
Оценить управление изменениями можно через три показателя: скорость — как быстро люди начинают использовать новую систему/процессы, утилизация — какой процент людей использует новое решение; и качество — на сколько качественно используют новые инструменты.
Третий день занятий был сфокусирован на процессе управления изменениями. Известно, что по статистике в бизнес-трансформации только 12% компаний достигают результата, 20% проваливаются и 68% размываются. Это легко осознать на жизненном примере, когда больному пересаживают орган, но даже если это жизненно необходимо, организм отторгает его, включая иммунитет защиты. Также происходит с организациями и людьми. При внедрении изменений важно осознавать ответы на вопросы: зачем меняем, что меняем, как меняем и кто меняет. На курсе отдельное внимание уделили особенностям коммуникаций во время изменений, материальной и нематериальной мотивации изменений, а также стратегии работы с сопротивлением.
87% сотрудников хотят узнавать о переменах от топового руководителя. Чтобы построить корабль лидер не должен вести людей в лес рубить деревья, а должен научить их мечтать о море! Задача лидера регулярно развиваться, при этом использовать любую возможность, или, так называемое Bite size learning — учеба небольшими кусочками. Модель горизонтального развития лидера изменений, когда он растет в рамках текущего образа мышления, а модель вертикального развития — это способность «выйти на балкон», обновить операционную систему и видеть масштаб.
Особенностями обучения на программе стали интеграция практического российского и международного опыта, работа с кейсами участников, игровые и интерактивные форматы работы.
Преподавателями курса стали Марина Починок и Павел Алферов.
Марина Починок, консультант в области организационного развития, управления изменениями, развития команд, которая в течение 7 лет была вице-президентом Оргкомитета Олимпийских игр в Сочи-2014, после Олимпиады работала директором по талантам в «Сбербанке», а затем получила приглашение от Международного Олимпийского комитета и начала работать HR-экспертом в комитетах по подготовке Олимпийских игр в Корее и Китае.
Павел Алферов, профессор бизнес-практики Московской школы управления СКОЛКОВО обладает более чем 20-летним опытом в экспертизе управления проектами, программами и портфелями проектов. Занимался внедрением проектного управления в компаниях, лидерах российского рынка: ТНК-ВР, Альфа-групп, X5 Retail group, Оргкомитет «Сочи-2014», ПАО «Интер РАО». Он является одним из разработчиков национальных стандартов проектного управления, асессором конкурса «Проектный Олимп» Аналитического центра при Правительстве РФ.
В группе на обучении было 30 участников из разных крупных организаций со всей России. Ценно получить такой опыт и знания, а также эффективно поработать в командах. По итогам курса Наталья Козловская получила удостоверение о повышении квалификации по программе дополнительного профессионального развития.
Выражаем благодарность Благотворительному Фонду Владимира Потанина за возможность пройти стажировку в Московской школе управления Сколково.