САМЫЙ «ХОЛОДНЫЙ» экспонат нашего музейного собрания – пейзаж Арсения Мещерского «Заготовка льда» 1895 года, от которого так и веет ледяным холодом.
Работа по заготовке льда была трудоемкой и опасной. Лёд нарезался большими параллелепипедами, которые называли «кабанами». Чтобы вытащить «кабан» из воды, лошадь с санями пятили к проруби, дровни спускались в воду и подводились под «кабан», цепляя его. Лошади вытаскивали сани с «кабаном», куски льда ставили тут же рядом, и они красиво искрились и переливались на весеннем солнце всеми цветами
радуги.
Иван Шмелёв в автобиографической книге «Лето Господне» вспоминал о временах своего детства: «Я перебегаю, босой, к окошку, прыгаю на холодный стул, и меня обливает блеском зеленого-голубого льда. Горы его повсюду, до крыш сараев, до самого колодца, – весь двор завален. В тени он синий и снеговой, свинцовый. А в солнце – зеленый, яркий. Острые его глыбы стреляют стрелками по глазам, как искры».
Заготовка льда была повсеместно необходимым промыслом. Ведь и в домашних погребах, и на каждом складе был ледник в полу или в потолке, необходимый для хранения продуктов.
Арсений Мещерский изобразил на полотне не сам процесс рубки льда, а уже брошенную людьми прорубь, в голубовато-бело-серой гамме передал морозную свежесть и суровое безмолвие пейзажа, который оживляют лишь две огромные вороны на льду.
Текст подготовлен Людмилой Никифоровой, заведующей экспозиционно-выставочным отделом