Перейти к содержимому

Музей изобразительных искусств Республики Карелия

«Самый, самый…» графика Мартина Гарсиа Ривера

Самые большие по формату произведения графики в коллекции Музея изобразительных искусств – это ксилографии художника из Пуэрто-Рико, Мартина Гарсиа Ривера. В нашей коллекции более 30 произведений этого автора, самое большое из которых «Аниминчин (Animinchin)» достигает размера листа 389,5х152 см. Такие большие форматы для ксилографий большая редкость, не только в России, но и в мире.

…Следует пояснить, что ксилография (греч. ξύλον — дерево и γράφω — пишу, рисую) — это одна из древнейших по происхождению техник печатной графики, гравюра на дереве. Для создания ксилографии художник вырезает рисунок на поверхности деревянной доски, покрывает краской и печатает на бумаге или сходном материале. Различают обрезную (продольную) и торцевую (тоновую, репродукционную) гравюру. Размер деревянного блока зависит от изображения, но в конечном итоге ограничен параметрами спила дерева и печатного станка, поэтому большие гравюры печатаются по фрагментам, которые затем соединялись вместе.

   Автор музейных монументальных ксилографий, Мартин Гарсия Ривера, создавал свои работы, вырезая изображения на листах фанеры, затем отпечатывая их вручную, с помощью ложки, на расстеленную на полу рисовую бумагу.

   Мартин Гарсия Ривера (Martin Garsia Rivera) — один из ярких представителей современного искусства Латинской Америки нового поколения. Родился в 1960 году в Аресибо, Пуэрто-Рико. Окончил Университет Пуэрто-Рико, Рио-Пиедрас (1983г.) и получил Степень Магистра Искусств в Институте Пратта, Нью-Йорк (1988г.). В настоящее время он является Профессором Искусств Университета Пуэрто-Рико, Рио-Пиедрас. Удостоен Гран При Латиноамериканского и Карибского Биеннале тиражной графики в Сан-Хуане (1993г.). График, принтмейкер, живописец, музыкант – он сочетает в себе высочайший профессионализм с особым чувственным отношением к вечным глобальным темам: женщина, материнство, таинство жизни. Опираясь на многообразные традиции современного мирового искусства и одновременно на древние архаические корни Карибов, Мартин Гарсия Ривера убедительно синтезирует свой образный мир, в котором отражается его дуалистическое мировоззрение.

На фото произведения из коллекции Музея изобразительных искусств Карелии:
Танцовщицы с фрагментом Нетерпимости (Fragmento de Intolerancia con Danzantes). 1995.
Фрагмент Нетерпимости (Fragmento de Intolerancia). 1995.
Аниминчин (Animinchin). 1990-1994.

Творческий метод художника состоит из гармоничного соединения противоположностей. Магическая сакральность и земное, телесное начало: статичность и экспрессия образов; традиционность ксилографической техники и концептуальность художественного решения. По эмоциональному воздействию на зрителя его уникальные листы могут быть сравнимы с монументальными фресками, где немаловажную роль играет процесс рождения произведения, как будто разворачивающийся на наших глазах. Графика Мартина Гарсиа Риверы являет собой актуальный пример органичного сплава традиции и новаторства. Мощно звучащее в ней гуманистическое, жизнеутверждающее начало выделяет творчество мастера в контексте современного западного искусства.

    История обретения музеем столь необычного автора и его произведений тоже интересна. Впервые произведения Мартина Гарсии Риверы стали участниками очень крупного международного проекта, осуществлённого в Петрозаводске группой художников, энтузиастов и  сподвижников актуального искусства «Арт-Контакт» в 1994 году. Выставка под названием «10+», включала произведения почти 200 художников из 30 стран мира. В 1995 году состоялся совместный художественный проект и выставка «Мартин Гарсия Ривера. Биение сердца», осуществленный группой «Арт-Контакт» и Музеем изобразительных искусств Карелии, по завершении которого в музей поступили произведения выдающегося пуэрториканского художника.

Карибский торс (Torso Cariba). 1990
Скорбь Южной Африки (Lianto Surafricano). 1989.
Торс прародительницы (Torso Ancestral). 1990.

Материал подготовлен Юлией Киселевой, хранителем коллекции «Отечественное искусство XX века». В тексте использованы материалы Марии Юфа.

Поделиться: