На выставке «И помнит мир спасённый» в Музее изобразительных искусств Карелии вы увидите два портрета ветеранов ВОВ — Касьяновой Надежды Никифоровны кисти Грязева Сергея Ивановича и Николая Константиновича Яковлева кисти Александра Фёдоровича Козлова. Об этих героях мы и расскажем вам сегодня.
Из воспоминаний Надежды Никифоровны, участницы ВОВ 1941-1945, партизанки:
«Мне было 16 лет; на фронт не взяли ни меня, ни тех, которые тоже были 16-летние. А старших ребят забрали всех на войну, и они – никто не вернулся. И мои братья тоже не вернулись. А я была в партизанах».
«Я была просто бойцом. У меня был автомат. Когда нас отправили в лес – нам дали винтовки, по две гранаты и по десять патронов. 3-го ноября 1941-го года мимо везли раненых, и нам надо было отбить немца, чтобы раненые спокойно отошли в тыл. И вот мы в этот день вели очень большие, ожесточённые бои. Но у нас погибло всего двое, и трое было ранено. В том числе и я. А у немцев погибло 123 человека! Потому что мы были на горе, а они – внизу: там дорога шла. И мы перебили им дорогу, чтобы они не прошли дальше, чтобы наши раненых провезли. Ну вот успели раненых отправить…
«Мы в основном ходили в разведку. Нам сообщали, что вот тот-то, тот-то идёт в разведку. У нас не было ни землянок, не было ничего. Только такие строили из дерева… шалаши. И вот в этих шалашах все ребята спали в снегу».
«Вы знаете, 9-е мая 1945-го года мы встретили в Кёнигсберге…
это чувство не передать. Это словами не передать! Все плакали, все радовались и плакали!»
Из воспоминаний ветерана-подводника Николая Константиновича Яковлева (1925-2007), юнги Северного флота, кавалера орденов Красной звезды и Отечественной войны II степени о Дне Победы и Параде 1945 года в Москве:
«День Победы экипаж подлодки «С-103» встретил в море. Сводки из Берлина все время поступали, и мы дней за пять уже знали, что близится конец. Мы ушли в море, но ни с того ни с сего пришел приказ прибыть на базу. Это было 8 мая. И нам говорят: война кончилась. Все выскочили на пирс, офицеры из ТТ стреляют. А я вышел, сел на кнехт и подумал: «Ну ладно, Колька, жив остался».
«В июне пришла спецкоманда — отправить представителя на Парад Победы в Москву: с боевого корабля по одному человеку (личный состав — 60 человек). Первый претендент комиссию не прошел, второй — тоже. «Мне сказали: «Давай, Яковлев, иди, ты пройдешь».
«На самом параде, помню, стоим — а из Кремля, гарцуя на лошади, выезжают Жуков и Рокоссовский. Поздоровались, прошли, всех поздравили, мы им — трехкратное ура. Ребята говорят: «Колька, запомни, ты вошел в историю». Я такую гордость испытывал за Северный флот, за лодку, за наш родной город Петрозаводск. Сам про себя подумал: простой мальчишка, вывез станки на Урал, воевал, на Параде Победы был… Мы прошли по Красной площади, сзади нас бросили фашистские знамена (мы их еще пощупали для истории). А когда пошли по улицам Москвы, народ весь сплотился вокруг нас, тесно-тесно, приходилось протискиваться. Все кругом обнимают, цветы дарят, кричат что-то, рассказывают, целуют».
Материал подготовлен Ю.Апроду, куратором выставки «И помнит мир спасённый»
На фотографиях:
Александр Козлов. Портрет Яковлева Н.К.
Сергей Грязев. Портрет Касьяновой И.И.