Перейти к содержимому

Музей изобразительных искусств Республики Карелия

/ПУТЕШЕСТВИЕ С ХУДОЖНИКОМ/ Прогулка по Петрозаводску с Валентиной и Алексеем Авдышевыми

На протяжении летних месяцев мы с вами совершили не одно путешествие, побывали в разных странах, дальних землях, малых и больших городах. Цикл наших путешествий с художником мы завершаем в Петрозаводске и предлагаем прогуляться по улицам нашего города с замечательными художниками Алексеем и Валентиной Авдышевыми.

Ермолин Р.Н. Портреты А.И.Авдышева и В.М. Авдышевой. 1974. Холст, масло

В последние месяцы Петрозаводск медленно, но верно преображается. Тусклые от дождя и ветра фасады становятся яркими и красочными. Некоторые здания центра города открываются во всей красе своих архитектурных деталей. Некогда спокойный уютный губернский город, прошедший все перипетии событий ХХ века, отстроенный после разрухи Великой Отечественной войны, продолжает жить и развиваться. Алексей Иванович и Валентина Михайловна Авдышевы приглашают нас прогуляться по знакомым и незнакомым уголкам нашего города, вспомнить, каким Петрозаводск был 60 лет назад, когда деревья были… маленькими. Да, да! Именно маленькими! И прямо с воды Онежского озера можно было разглядеть здания, стоящие на площади Кирова! Хорошо узнаваемый мощный силуэт здания Музыкального театра виден на линогравюре в центре композиции. В годы войны город был сильно разрушен, пострадали и здания, и деревья. Горожане с любовью озеленяли улицы, бульвары, парки. И теперь такую панораму площади и части улицы Пушкинской с воды мы уже не видим.

Авдышев А. И. Город у Онего. 1961. Линогравюра.

Не случайно линогравюра называется «Город у Онего», ведь озеро – главная достопримечательность Петрозаводска, с ним связаны самые знаменитые, самые важные доблестные или трагические страницы истории. Петрозаводчане и гости города любят гулять по набережной, наслаждаясь прохладным бризом и любуясь широким водным простором. Поднимаясь от старого причала вверх по улице, мы вслед за художниками выходим на площадь Кирова и можем разглядеть здание Музыкального театра во всей его красе.

Авдышев А. И. Музыкально-драматический театр. 1966. Линогравюра цветная

Стройный ряд колонн на подиуме, треугольный фронтон, карниз вдоль фасада напоминает нам… Парфенон. Не правда ли? И за этот «храм четырех сестер Терпсихоры, Эвтерпы, Талии и Мельпомены» мы благодарны группе архитекторов Е.Н. Чечик, А.П. Максимову и С.Г.Бродскому. В 1966 году (дата создания линогравюры) театр назывался Музыкально-драматический театр Карельской АССР и объединял под одной крышей сразу две труппы. Возглавлял театр знаменитый Сергей Петрович Звездин, а в репертуаре уступая друг другу сцену шли музыкальные и драматические постановки: «Джюдитта» Легара, «Евгений Онегин» Чайковского, «Сампо» Синисало, «Традиционный сбор» Розова, «Трёхгрошовая опера» Брехта, «Последние» Горького, «Смерть Тарелкина» Сухово-Кобылина и другие.

На линогравюре хорошо видны два автобуса старой модели и афишная круглая тумба на самом углу у перекрестка площади с улицей Куйбышева. И если мы с Вами свернем на эту улицу и пройдем по ней чуть больше квартала, то попадем в гости к нашим художникам. Алексей Иванович и Валентина Михайловна жили в доме номер 14 по Куйбышева. Свою родную покатую улицу и дорогу к дому изобразила на живописном полотне Валентина Авдышева.

Авдышева В. М. Улица Куйбышева. 1961. Холст, масло.

Однако наш путь будет пролегать прямо по проспекту Карла Маркса, который под одним именем объединил две улицы – Соборную и Мариинку – и одну из сторон площади бывшей Соборной, потом Свободы, ныне Кирова.

Проспект, носящий имя немецкого философа, социолога, экономиста, писателя, поэта, лингвиста и, наконец, общественного деятеля Карла Маркса, по праву считается одной из красивейших улиц города. С одной стороны он застроен зданиями в стиле неоклассицизма и является примером ансамблевой городской застройки 1950-х годов. С другой стороны проспекта открывается панорама на «онегзаводскую ямку», и ту часть города, что за рекой.

Авдышева В. М. На проспекте Карла Маркса. 1973. Холст, масло.

В той временной реальности, в которой мы совершаем нашу прогулку, главной доминантой этой панорамы был конечно Онежский тракторный завод.

Да, именно не просто Онежский, а Онежский тракторный. Линогравюра Алексея Ивановича датирована 1957-м, а годом раньше на базе Онегзавода было создано специализированное предприятие по выпуску трелёвочных дизельных лесных тракторов, и завод получил новое название.

Онежский тракторный завод, или привычная для всех аббревиатура – ОТЗ, является градообразующим предприятием. И это значит не только, то, что город возник вокруг завода, а и то, что если не член семьи, то друг или знакомый или сосед точно работал на ОТЗ. Работа завода не останавливалась ни на минуту, и даже ночью дымили трубы литейных цехов. 25 июля 1957 года со сборочного конвейера сошёл уже тысячный трактор.

Авдышев А. И. Онегзавод ночью. 1957. Линогравюра цветная

В ту пору «онегзаводскую ямку» еще только начинали засаживать молодыми деревцами работники ОТЗ, выходя на субботники и воскресники. Пройдя через «ямку» и мост, мы оказались бы в сквере Онегзавода.

Авдышев А.И. В сквере Онегзавода. 1957. Линогравюра цветная

«Место сквера у Онегзавода хорошее, воздух чистый, скамейки есть» — писали в местной прессе.

Желание сделать город зеленым, цветущим (помните – «город-сад»?) подвигло архитекторов в послевоенное время расширить проспект Маркса на 9 метров и создать второй ряд зелёных насаждений вдоль вновь построенных домов, что превратило проспект в большой бульвар.

Авдышев А. И. Проспект Карла Маркса. 1957. Линогравюра цветная

В 1950-е годы Петрозаводск действительно как бы вырастал из руин. Повсеместно строились жилые дома, формируя современный и знакомый нам облик центра города. Повсюду виднелись башенные краны. Рядом со старой еще дореволюционной застройкой появлялись новые многоэтажки. Улица Комсомольская – не исключение. Ныне эта улица носит имя Ю.В.Андропова.

Авдышев А. И. Петрозаводск строится. 1959. Линогравюра цветная.

Мимо строящихся будущих «образцовых домов» пройдем вдоль Комсомольской, чтобы увидеть одно из красивейших зданий Петрозаводска, нашу «башню с часами» — Главпочтамт. Сейчас такого вида мы не найдем, в 1970 году новая пристройка закрыла его навсегда. Почтамт строился по проекту архитектора Л. К. Андреева в «неоренессансном» стиле 1940-х годов, при этом были задействованы сохранившиеся фундамент и стены разрушенного в годы войны Дома связи. Говорят, что часы на башне были с боем, но через некоторое время по просьбе жителей близлежащих домов куранты упразднили.

Авдышев А. И. Вид на Главпочтамт. 1957. Линогравюра цветная.

Наши художники предлагают вернуться на проспект Карла Маркса и дойти до площади, которая имела много названий за свою историю: Циркульная, Круглая, Петровская, 25 Октября и ныне – площадь Ленина. Именно его памятник стоит в центре площади. Автор памятника – знаменитый скульптор М.Г. Манизер, постамент выполнил архитектор Л.А. Ильин. Фигура Ленина собрана из четырнадцати гранитных глыб. В зимнем пальто с ушанкой в руке памятник представляет собой довольно редкий тип скульптурного изображения Ильича.

Авдышев А. И. Площадь 25 Октября. 1957. Линогравюра цветная.

Эти линогравюры Алексей Иванович делал в 1957-58 годах, площадь тогда еще носила название в честь дня революции – 25 октября 1917 года, а вот в 1960 году в девяностолетний юбилей вождя мирового пролетариата получила имя Ленина. Но как бы она не называлась – днем революции или именем ее вождя, площадь остается частицей губернского города Петрозаводска, славные страницы истории которого неразрывно связаны с Александровским заводом. На площади расположились здания бывшего губернаторского дома и присутственных мест, построенные «по циркулю» в 1770-е годы архитектором Е.С.Назаровым, реконструированные позже архитектором Ф.А.Крамером, а завершил строительство В.В.Тухтаров уже в 1840-е.

Авдышев А. И. На площади 25 Октября в Петрозаводске. 1958. Линогравюра цветная.

Фасады полукруглых зданий были оформлены симметрично. В центре каждого – торжественный портик с колоннадой. Вход в Присутственные места охраняют два небольших чугунных льва, отлитые на Александровском заводе. За без малого двести лет, как они стоят на страже северного здания площади. Произошло немало событий: бушевали революции, гремели залпы войны, торжественно открывали сначала памятник императору Петру Великому, потом – революционеру Ленину, мимо шли демонстрации и парады, а толпы туристов так и норовили «потискать» чугунных представителей семейства кошачьих и, главное, сделать фото на память.

Авдышев А. И. Коллонада дома № 2 на площади 25 Октября в Петрозаводске. 1956. Линогравюра цветная.

Алексей Иванович Авдышев приглашает нас заглянуть «на задворки» бывшего губернаторского дома в маленький переулок Закаменный, где образ старинного провинциального Петрозаводска города дополнится видом жилого дома Капусткиных, построенного в 1910 году. Жилые дома в городе в то время представляли из себя целые усадьбы, в которые входили, кроме жилого дома, баня, сарай и ледник. Ледник давно сменился холодильником внутри дома, в окошках горит свет, над печной трубой вьется дымок. Кстати, Арсений Капусткин заканчивал Олонецкую мужскую гимназию.

Авдышев А. И. Дворик. 1957. Линогравюра цветная.

Минуя дворы, сохранившие для нас атмосферу губернского города, вместе с четой Авдышевых выйдем на проспект Ленина. Взглянем направо: внизу открывается голубая гладь озера, налево – в дымке высится шпиль железнодорожного вокзала. Линогравюру художник исполнил в 1957 году, площадь тогда называлась площадью Нового вокзала. До полета первого человека в космос оставалось четыре года и только звезда на высоком шпиле стремилась ввысь, олицетворяя собой «космос как предчувствие». Железнодорожный вокзал был построен в 1953-55 годах по проекту архитектора В.П.Ципулина в традициях позднего неоклассицизма. Круглый бельведер с восьмигранной башенкой, увенчанной шпилем, виден издалека, как маяк для заблудившегося туриста.

Авдышев А. И. Вид на Петрозаводский вокзал. 1957. Линогравюра цветная.

Гулять с Авдышевыми – одно удовольствие. Алексей Иванович декламирует свои стихи:

«Заточен штихель, верный мой резец,

И включено ночное солнце» — лампа.

И дни и ночи отданы эстампу

И вот он напечатан наконец.

Художники – старательные маги.

Гравюра дышит свежестью, весной.

Окном в природу стал вдруг лист бумаги…»

Смотришь в эти «окна» на родные и давно знакомые места по-новому, или вернее, по-старому. Ну, как тут не запутаться в нашем пространственно-временном путешествии!

Авдышев А. И. Осень. Городской пейзаж. 1957. Линогравюра цветная.

В отличие от супруга Валентина Михайловна пишет маслом и акварелью. Ее городские пейзажи эмоциональны, с настроением, наполнены жаждой жизни и любовью. Наша прогулка закачивается в мастерской художников. Гостеприимные хозяева предлагают чай, воспоминания о любимом городе и лирические строки:

«В подлеске стрекочет сорока,

Немало в ночи голосов.

Притихло Онего до срока,

До близких осенних штормов».

Авдышева В.М. Из окна мастерской, 1975. Акварель.
Поделиться: