Продолжаем наш цикл “Путешествие с художником”. Сегодня отправляемся в путешествие в Вологду с Генриеттой и Николаем Бурмагиными.
Генриетта и Николай Бурмагины – известные вологодские художники, книжные графики, мастера гравюры, литографии и ксилографии. В фондах нашего музея более сорока произведений этой талантливой супружеской пары, среди которых иллюстрации к книгам Б.Шергина, А.Блока, С. Писахова, серии ксилографий «Детство» и «Архитектурные памятники Вологды».
На работах, посвященных родному для художников Вологодскому краю, перед нами проходят памятники архитектуры и деревянного зодчества в их природном и житейском окружении, прошлое проступает сквозь дымку современности. И мы снова собираемся в дорогу, нас ждут Генриетта и Николай Бурмагины, чтобы рассказать о своей малой родине — Вологде.
Путешествие наше начинается из самого центра Вологды – города, первое упоминание о котором в письменных источниках относится к 1147 году. Своему расцвету Вологда обязана, возможно, самому Ивану Грозному. Сохранилось предание о желании государя устроить для себя вторую, северную резиденцию именно в Вологде, подальше от ненавистных ему бояр. Он решил превратить небольшой северный город в сильную крепость, и по царскому повелению началось большое строительство. Одновременно с крепостными стенами возводили величавый собор Успения, позднее получивший название Софийского.
Именно Софийский собор больше всего привлекает внимание посетителей Вологодского Кремля своей суровой простотой, величавой красотой и монументальностью. Массивные стены почти без декора, щелевидные окна, два открытых перспективных портала, большие полуциркульные закомары, пять могучих барабанов, увенчанных мощными, блестящими главами. Давно обветшали стены грозненского Кремля и были заменены на новые, а София Вологодская стоит, величаво возвышаясь над крепостной стеной, и время над ней как будто не властно.
Тогда в далеком 1571 году собор даже не успели закончить, как в Вологде разразился «великий мор». Иван IV спешно отбыл в столицу. И дальнейшая жизнь Вологды потекла спокойно и тихо, даже, можно сказать, дремотно и монотонно, как у любого провинциального города, живущего своими сугубо местными интересами.
Грандиозным событием для вологжан были неоднократные посещения Вологды императором Петром I. Останавливался он всегда в небольшом домике голландского купца Гутмана. В отличие от Петрозаводска, тоже принимавшего у себя Петра Великого, Вологде удалось сохранить домик Петра, хотя строение долгое время оставалось в полном забвении и даже какое-то время служило складом льна и кудели. Все изменилось в 1872 году. По случаю широко празднуемого в России двухсотлетия со дня рождения Петра I исторический домик отыскали, «реставрировали» и в 1875 году пышно и торжественно освятили и открыли для посетителей, сделав по сути первым вологодским музеем.
Петров домик – это одноэтажный дом зажиточного горожанина-торговца, как тогда писали – «каменная палата о трёх жильях» с торговой лавкой. Сейчас там по-прежнему музей, в постоянной экспозиции которого есть личные вещи императора, мебель и утварь той эпохи.
От старинных стен Вологодской Софии мы чудесным образом переместились к Петрову домику, от которого отправимся дальше пешком по вологодским улочкам.
Вологда, как и все города северной России в XIX веке активно застраивались, правда, преимущественно деревянными зданиями. Роскошные богатые особняки и простые обывательские дома, сохранившиеся в Вологде, могут служить отличным примером старинного русского города.
Свернув на улицу Герцена, мы остановимся у деревянного дома богатого вологодского помещика Александра Николаевича Левашова. Этот дом, построенный в 1829 году, — безусловный шедевр. Над цокольным этажом, в котором прорезаны арочные проемы, поставлен восьмиколонный ионический портик. Во фронтоне был декоративный медальон с лентами и дубовыми листьями (сейчас медальон перенесен в Вологодский краеведческий музей). У фасада дома Левашова есть секрет: колонны начинаются не на выступе первого этажа, а идут от земли! Просто на уровне первого этажа колонны замаскированы досочками. Дом и все детали декора – деревянные! Неизвестный мастер многое взял из арсенала каменной архитектуры и удачно использовал в новом материале. Дом хорошо сохранился, глядя на него, кажется, что за ярко освещенными окнами кружатся в вальсе нарядные пары, а на улице их ожидают сани, чтобы развезти по домам.
Пройдем немного вглубь квартала, и нашему взору откроется вид на церковь Иоанна Предтечи в Рощенье – единственный сохранившийся памятник большого храмового комплекса бывшей Сенной площади дореволюционной Вологды. Название Рощенье свидетельствует о наличии на этом месте в древности каких-то рощ. Часть историков убеждена, что этот топоним возник еще в дохристианские времена, так как речь может идти о священных рощах-капищах язычников. Точная дата постройки храма неизвестна. Колокольня неоднократно перестраивалась. В церкви есть придел во имя Святого Иннокентия Иркутского, сооруженный в 1832 году после интересного случая. Представитель известного вологодского купеческого рода Свешниковых, находившийся в зимнее время по торговым делам в Иркутске, возвращался в Вологду вместе с женой и грудным младенцем. По дороге ребенок случайно выпал из повозки. Через некоторое время Свешниковы обнаружили пропажу и стали горячо молиться святителю Иннокентию Иркутскому о спасении чада. Развернув лошадей, они помчались обратно. Ребенок был найден живым и невредимым. Вернувшись в Вологду, Свешников пристроил к церкви Иоанна Предтечи придел Иннокентия Иркутского.
После революции церковь была закрыта по причине сооружения по соседству памятника Ленину. Благодарю тому, что Иоанно-Предтеченский Рощенский храм был признан большой исторической ценностью, вопрос о разрушении церкви не поднимался, там открыли антирелигиозный музей.
Позднее в нем располагалась билетная касса аттракционов. Детский парк с аттракционами хорошо виден на ксилографии Бурмагиных. Сейчас церковь Иоанна-Предтечи в Рощенье возвращена верующим.
Наши гиды – художники Генриетта и Николай Бурмагины приглашают нас в район города под названием Заречье. Для этого нужно вернуться к реке, перейти на другой берег и выйти на набережную.
Гуляя по городской набережной, носящей грозное боевое имя «Шестой Армии» постоянно проходишь мимо старинных храмовых построек и резных особняков Вологды. Название набережной относит нас к суровым годам Гражданской войны и англо-американской интервенции. Основные вооруженные силы Северного фронта составляла как раз VI Армия, штаб которой находился в Вологде.
На набережной VI армии мы остановимся у церкви Андрея Первозванного во Фрязинове (второе название храма – Спасо-Преображенская церковь во Фрязинове), возведенной в 1670 году. Церковь первоначально имела пять глав, но сохранилась только одна, центральная, и довольно массивная. Стены обработаны просто, лаконично. Рядом высится изящная по силуэту и пропорциям колокольня типа «восьмерик на четверике». В церкви было необычайно богатое убранство. В годы антирелигиозной борьбы 1920-1930-х в ходе экспроприации из храма было изъято 62 серебряных культовых предмета общим весом свыше двух пудов (более 30 килограммов серебра!), жемчуга и драгоценных камней свыше одного фунта (полкилограмма!). С колокольни было сброшено 13 колоколов общим весом более 218 пудов меди (три с половиной тонны меди!).
В церкви Андрея Первозванного располагался пересыльный пункт для перемещенных лиц, в годы войны стояли станки из блокадного Ленинграда, потом разместился склад. Сейчас храм отреставрирован, заново освящен во имя святого апостола Андрея Первозванного.
Проходим по набережной VI армии дальше вдоль изгиба реки Вологды до местечка Наволок, здесь располагается церковь Дмитрия Прилуцкого. Вернее, это целый храмовый комплекс, построенный в разные годы и разными мастерами: холодная церковь Дмитрия Чудотворца (1651), теплая церковь Успения (1750-1759) и колокольня (1716).
По легенде именно на этом месте стоял дом, где летом 1371 года останавливался Дмитрий Прилуцкий, монах, чудотворец, основатель Спаса-Прилуцкого монастыря, в котором мы с Вами еще сегодня побываем. Хозяин дома, где останавливался Дмитрий, соорудил рядом со своим домом деревянную часовню, которую позже сменили на каменную церковь. В советское время здесь располагался склад. Сейчас это подворье Спасо-Прилуцкого монастыря и живописный уютный уголок старой Вологды.
По Набережной VI армии Генриетта и Николай Бурмагины ведут нас дальше к следующему памятнику вологодской храмовой архитектуры — церкви Иоанна Златоуста, построенной во второй половине XVII века. Церковь Иоанна Златоуста — одна из самых древних каменных построек Вологды. К кирпичному храму с севера и запада примыкают галереи. Сразу бросаются в глаза редкие для Вологды хорошо поставленные высокие барабаны, увенчанные небольшими маковицами. Очень интересна невысокая колокольня, покрытая красивым шатром со «слухами» – маленькими окнами с нарядными обрамлениями. В массивном четверике колокольни помещалась небольшая церковь.
В 1930 году закрывшийся храм отдали под нужды военного ведомства. В нем разместился склад. Сейчас храм заново освящен. Интересно, что в нем хранится частица мощей преподобного Александра Свирского.
Мы проходим по Набережной VI армии мимо Вологодского Кремля, и с другого берега реки открывается прекрасный вид на Софийский собор. Полюбовавшись его строгим и величественным образом, мы осмотрим Сретенскую церковь, построенную совсем в другую эпоху.В 1743 году прямо перед освящением церкви случился скандал. Приехавший для освящения епископ Пимен усмотрел на новописанных иконах «двуперстное сложение по раскольническому мудрованию». Во время расследования выяснили, что двуперстие на иконах не злой умысел, а лишь благоговейное отношение к старым образам. Так или иначе, иконы пришлось переписать.
Сретенскую церковь отличает очень изящный насыщенный изразцами декор: узенькие лопатки, наличники, пояски, фризы. Красивую, легкую и нарядную Сретенскую церковь со стороны реки слегка прикрывает высокая, более поздняя, колокольня.
На втором плане ксилографии вдали за рекой на другом берегу реки видны руины еще одной церкви с колокольней. Это полуразрушенный храм Николы на Горе начала XVIII века. Церковь стоит на улице, которая раньше в разные годы называлась Ильинской набережной и Крестьянской улицей. Примечательно, что с 1985 года эта улица носит имя Генриетты и Николая Бурмагиных.
Прогуляемся теперь вглубь квартала Заречье. Наша цель найти два деревянных особняка XIXвека – образцы знаменитых резных палисадов Вологды. Сами старинные резные палисады не сохранились, а вот дома, одетые в резной узор, красуются на улочках Вологды. Дом купца Дыдина по улице Гоголя мы нашли сразу. Двухэтажный деревянный особняк с уникальным по красоте декором был возведен в 1869 году. Сначала дом принадлежал известной в городе дворянской семье Волоцких, затем он сменил нескольких хозяев, последним из которых был Александр Николаевич Дыдин, под чьим именем особняк и вошел в историю.Композиция и оформление фасада дома может конкурировать с лучшими каменными особняками Вологды. Его центральная часть украшена изящным балконом. Но главная отличительная черта фасада – это обилие уникального по исполнению резного декора, придающего особняку царственный облик дворца. Долгое время в доме располагалась музыкальная школа.
По улице Гоголя мы дошли до перекрестка с улицей Добролюбова. Где-то здесь должен быть особняк со следующей ксилографии Бурмагиных. Пройдя улицу, как говорится, «вдоль и поперек», нужного дома не нашли. «Особняк на улице Добролюбова» буквально сбежал от нас на улицу Маяковского! Дом, построенный в Заречье, был перенесен на правый берег реки в 1970-х годах как первая ласточка неосуществленной программы создания музея городского деревянного зодчества.
Дом рубежа XIX-XX веков – яркий представитель деревянного зодчества Вологды. Динамичная сложная композиция дома с угловыми ризалитами, разорванным карнизом, разностильными окнами, балюстрадами на крыше, а также резной орнамент наличников, фриза и карниза – это просто «взрыв декора»! В настоящее время дом-путешественник по-прежнему жилой.
От особняка на улице Добро…, ах, нет, теперь Маяковского совсем рядом располагается одна из первых классических церковных построек Вологды – возведенная в 1780 году церковь Варлаама Хутынского. На фасадах этого здания мастера вполне творчески применили систему архитектурных ордеров: ротонда ионического стиля у входа, вазы на кровле, коринфская колоннада в верхнем ярусе колокольни. В целом это здание высокохудожественно и может служить примером классических вологодских построек конца XVIII века. Храм был закрыт в 1929 году и его здание на долгие годы стало складом. Внутреннее убранство и древний иконостас в советское время были утрачены. В 1988 году церковь Варлаама Хутынского передали филиалу Научно-реставрационного центра имени Грабаря, и в нем разместились реставрационные мастерские.
Наша пешеходная часть путешествия закончилась, далее едем в Спасо-Прилуцкий монастырь, основанный в XIV веке известным церковным деятелем, последователем Сергия Радонежского – Дмитрием Прилуцким. Обитель в разные годы посещали Василий III и сын его Иван IV. В то время были построены Спасо-Преображенский собор, трапезная палата с церковью Введения и надвратная церковь. Во время Смутного времени и польско-литовской интервенции монастырь сильно пострадал от бедствий войны, «пожарного опаления» и общей разрухи. Во второй половине XVII столетия возведены новые каменные стены и башни, новая колокольня, келейные и хозяйственные здания.
Массивные башни ограды и шлемы собора видны издалека. У стен монастыря расстилается широкая панорама реки. Архитектура и ландшафт дополняют друг друга. Стены и башни Прилуцкого монастыря как будто вросли в землю. Прекрасно подобранные пропорции башен придают им мощный и внушительный вид. Восьмигранная северо-западная башня, обильно украшенная кирпичным декором и увенчанная деревянным шатром, красиво врисовывается в речной ландшафт. Ее кирпичный декор состоит из трехлопастных арок-ниш, круглого обрамления бойниц и других архитектурных мотивов.
Среди каменных построек монастыря выделяется деревянная шатровая Успенская церковь Александро-Куштского монастыря, которая была привезена в Прилуки в 1960 году с берега реки Кушты. Успенская церковь – один из очень редких уцелевших памятников деревянного зодчества XVI столетия. Высокий шатер, мощные и большие бочки завершают крепкий деревянный сруб и в какой-то степени воссоздают картину древнего монастыря с его смешанной застройкой – каменной и деревянной.
Сейчас Спасо-Прилуцкий монастырь входит в городскую черту Вологды. А за пределами города простирается чудесный Вологодский край, по которому как по зеленому ковру рассыпаны жемчужины деревянного зодчества: восьмерики на четвериках, стремящиеся ввысь деревянные шатры, главки-маковки, бочки и полицы, покрытые лемехом. Без таких образов невозможно представить мотив северного пейзажа. Главное, надо всегда помнить слова академика Дмитрия Лихачева: «памятники деревянного зодчества являются беззащитными шедеврами, они не могут сами себя восстановить».
Работая над серией гравюр «Архитектурные памятники Вологды» супруги Бурмагины выбрали технику – ксилографию. Плоскость доски, проработанная штихелем, как будто вбирала в себя живое дыхание народных традиций крестьянского ремесла, узорочье резьбы северного деревянного зодчества и тепло родной земли. Говорят, что путешествие прошло удачно, если возникает желание вернуться. Нам бы очень хотелось, чтобы после знакомства с творчеством Генриетты и Николая Бурмагиных у Вас появилось желание посетить Вологду и своими глазами увидеть этот старинный и красивый город.
Материал подготовлен Людмилой Никифоровой — заведующей экспозиционно-выставочным отделом.