Прогулки по выставке: «Сказка» Юрия Королёва

сказка, королёв

Сегодня рассмотрим поближе работу Юрия Константиновича Королёва «Сказка», которая представлена на выставке «Что за прелесть эти сказки!» в Музее ИЗО Карелии. Те, кто уже побывал на выставке в Музее, и те, кто следит за публикациями в группе Музея во ВКонтакте, уже знакомы с этим внушительным полотном, размер которого ни много ни мало более 2,5м в длинну и 1,5м в высоту. Работа представляет собой не только собирательный образ сказки, но и является визитной карточкой художника в Карелии.

Особая «сказочность» работы Юрия Константиновича проявляется в затейливости рисунка, в мерцании цвета, в некоторой усложненности композиции, а вовсе не в изображении привычных сказочных героев. Мы не найдем здесь ни Иванушки-дурачка, ни избушки на курьих ножках, ни прочих сказочных деталей и персонажей. А те, которые есть, во-первых, прочитываются отнюдь не легко, а во-вторых, не всегда имеют отношение именно к русской сказке — например, звезды, олень, рыба. Рыба, кстати, помещена очень остроумно — она будто бы выпрыгивает из водоема, расположенного прямо под ней. Главный успех заключается в создании атмосферы сказочности живописными и ассоциативными средствами. Рисунок здесь очень обобщен, условен и воспринимается не сразу, а постепенно, во вторую или в третью очередь.

Подобные «сквозные» мотивы встречаются у многих живописцев и скульпторов. У Юрия Королева это — особая звездчатая структура, состоящая из ядра и лучей разной длины, изображающая то солнце, то звезду, то атом. Но, кроме того, есть ряд элементов, повторяющихся всего в двух или трех произведениях, часто различных по жанру и технике— в картине, в мозаике, в графическом листе. Обычно они встречаются в вещах, созданных одновременно или с небольшим временным разрывом. Складывается впечатление, что когда какой-то зрительно-конкретный мотив настойчиво завладевает фантазией Королева, художник, стремясь проникнуть в самую суть образа, рассматривает его со всех сторон: то он пишет отдельно предмет или сюжетную сцену, то вводит их в общую структуру большого произведения, иногда расчленяя на части, и, наконец, как бы исчерпав его для себя, оставляет. Безусловное сходство данного живописного полотна прослеживается с витражом Юрия Королева из зала приемов гостиницы «Россия» (Москва), названным автором «Русская сказка» (1967). К сожалению, данный витраж не сохранился.

Художник-монументалист по призванию, Королев создал многочисленные известные москвичам работы: мозаику в Центральном музее Вооруженных сил (1961-1965), роспись в кафе «Метелица» (1965), мозаичное оформление станций метро Свиблово (1978) и «Улица 1905 года» (1976-1979), мозаики на фасаде Дворца Молодежи (1990-1991), он также работал в области монументального искусства в Ленинграде, Мурманске, Набережных Челнах, Тольятти и других городах. В 1979-1980-х годах его персональные выставки прошли в Праге, Братиславе, Берлине, Галле. Именно в эти годы Королев был назначен директором Третьяковской галереи, и все последние годы он трудился над этим главным проектом своей жизни.

Гости выставки могут увидеть полотно «Сказка» во всех деталях в 4 зале экспозиции «Что за прелесть эти сказки!». Полотно располагается на боковой стене, и рассмотреть его можно и в «полный рост» из центра помещения, и во всех деталях, подойдя к нему поближе.

При подготовке текста использовался материал из альбома «Королёв Ю.К. Монументальные произведения, живопись, графика». Москва: Сов. художник, 1976. Авт.-сост. Воронов Никита Васильевич

На фотографиях:
Ю.К.Королёв;
Витраж «Русская сказка» в гостинице «Россия». Худ.Ю.К.Королёв. Москва 1967
; Ю.К.Королёв «Сказка». Работа из коллекции Музея ИЗО Карелии.

Поделиться:
0 0 голос
Рейтинг статьи
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии