Перейти к содержимому

Музей изобразительных искусств Республики Карелия

Прогулки по выставке «Карелия. Век ради вечного»: С.Юнтунен

Сегодня мы снова приглашаем вас прогуляться по выставке «Карелия. Век ради вечного», расположенной на 1-ом этаже Музея. А для тех, кто участвует в квесте «Путешествие по Северному краю», наша рубрика будет прекрасным дополнительным материалом!

Суло Хейккиевич Юнтунен (1915-1980) внёс неоценимый вклад в развитие карельского пейзажа, а монографическая живописная коллекция этого художника одна из самых обширных в собрании Музея изобразительных искусств Карелии. Его картины стали хрестоматийными образцами «карельской пейзажной школы» для знатоков и любителей карельского искусства.

Примечательно, что являясь учеником Вениамина Попова, Суло Юнтунен не был в академическом смысле профессиональным художником, однако это не помешало ему оставить после себя богатейшее наследие – произведения, хранящие в себе точное ощущение времени, в которое жил и творил этот мастер.

Стилистически произведения Суло Юнтунена тяготеют к так называемому суровому стилю: его пейзажи сдержаны и точно выверены по колориту, монументальны по манере и невероятно точны в композиционных решениях. Такой живописный подход, по мнению искусствоведов и людей, знавших художника лично, полностью соответствовал психоэмоциональному складу личности финна-ингерманландца по происхождению, немногословного, влюбленного в природу северного края.

Суло Хейккиевич не был коренным петрозаводчанином, он родился в 1915 году в Петрограде, откуда в 1920-е годы его семья эмигрировала в Финляндию, а оттуда вновь вернулась уже в Ленинград нелегально в 1932 году. Лишь в 1934 году С.Юнтунен, слесарь и литейщик по профессии, переехал в Карелию, где начал посещать студию Вениамина Попова. Обучение будущего классика карельского искусства было прервано войной. С началом Великой отечественной войны Суло Юнтунен был эвакуирован в Пермскую область, где сменил не одну профессию: от лесоруба и кочегара до учителя естествознания. По возвращении в Петрозаводск после войны он не оставил той вдохновенной тяги к искусству, с которой когда-то посещал занятия в художественной студии, а его профессиональному становлению способствовала активная художественная жизнь и атмосфера, установившаяся в Карелии во второй половине 50-х годов.

В 1946 году С.Юнтунен был принят в Союз художников СССР, а с 1953 по 1967 годы был председателем Союза художников Карельской АССР.

На фотографиях работы С.Х.Юнтунена из коллекции Музея ИЗО РК:
Рыбацкие будни (1957)
Дорога в совхоз (1964)
Плот готов (1964)
на заставке: Светлая ночь (1972)

Поделиться: