/ПРОГУЛКИ ПО ВЫСТАВКЕ/
Сегодня мы снова приглашаем вас прогуляться по выставке «Карелия. Век ради вечного», расположенной на 1-ом этаже Музея. Знакомимся с индустриальным пейзажем, рассматриваем работы, посвященные производственной теме!
Начиная с 1920-х годов в Карелии началось активное освоение ресурсов, индустриализация в регионе предполагала масштабное развитие лесной отрасли и строительство ряда объектов целлюлозно-бумажной промышленности, а также освоение минеральных ресурсов. В 1921-1922 гг. начались работы над будущей Кондопожской ГЭС, первенцем индустриализации Карелии. В течение XX века были построены и запущены в работу Костомукшский ГОК, Сегежский ЦБК и другие предприятия, а также раскинулась широкая сеть автодорог и водных транспортных путей.
Индустриальный пейзаж – одно из важнейших направлений в творчестве карельских художников середины прошлого века. Один из авторов, много работавших с этой темой – Сергей Иванович Грязев, создавший обширные серии офортов, посвященных труду рыбаков, пограничников, рабочих-бумажников. Художника привлекали цеха и производственные помещения Кондопожского ЦБК, объединения «Петрозаводскмаш», строительные площадки, с большим интересом график относился к созданию образов тружеников. В офортах,
посвящённых целлюлозно-бумажному комбинату, чувствуется жизненность впечатлений С. И. Грязева, не надуманность сцен. Многие офорты художника можно оценивать фактически как репортажи с места событий, а искусствовед С. Калинин писал о них как о «графике факта». В лучших его офортах за счет композиционных хитросплетений, образного обобщения, перед зрителем раскрывается пластическая выразительность заводских интерьеров, ритм и темпы производства.
Другой знаменитый художник-график, который посвятил многие свои станковые работы производственной теме – Владимир Иваненко, работавший главным художником Петрозаводска в 1970-1971 гг. В его рисунках, законченных и целостных, нам явлено восхищение громадами тех производственных площадок, которые работали в разных уголках Карелии уже в последней четверти XX века. Живописные полотна документируют силу духа и общую устремленность жителей республики в трудовых подвигах.
На картинах Ф. Ниеминена, Б. Поморцева запечатлены рабочие в минуты бесед и отдыха, а теплый колорит этих произведений передает ощущение времени середины столетия.
На фотографиях:
Стронк Г.А. Беломорская рыбачка.
Поморцев Б.Н.Молодые строители.
Грязев С.И. Монтаж обжиговой печи.
Грязев С.И. Строительство Костомукши.
Грязев С.И. Монтажники.
Иваненко В.М. Костомукшский ГОК.
Грязев С.И. Сварщики. Костомукша.
Ниеминен Ф.Э. В перерыве.
На заставке: Ниеминен Ф.Э. «На отдыхе» (фрагмент работы)