Петр Великий – одна из самых значительных персон в русской истории, недаром он и как реальная историческая личность, и как герой литературных и художественных произведений, всегда вызывает неподдельный интерес.
На протяжении уже трех веков художники обращают свое внимание на образ Петра Великого, они изображают деятельного и своеобразного человека с неуёмным темпераментом, подчеркивают его историческую роль, прославляют Петра как реформатора великого государства и «фундатора» империи, его выдающиеся воинские качества, бесстрашие и отвагу.
Специализированных исследований, посвященных образу Петра Великого в изобразительном искусстве немного. (…)
Образ Петра Великого является одним из направлений комплектования фондов Музея ИЗО РК. В настоящее время всё музейное собрание насчитывает более 15 тысяч единиц хранения. Помимо основного фондового деления в музейном собрании есть межфондовые тематические коллекции, к которым как раз и относится так называемая «петровская коллекция», т.е. образы самого Петра Великого и его деяний в живописных, графических и скульптурных произведениях. В коллекцию, которая насчитывает порядка 130 предметов, входят произведения русских и западноевропейских мастеров, карельских и отечественных художников, один барельеф и одна скульптура.
Формирование коллекции происходило в разные годы в результате поступлений из Карельского государственного краеведческого музея (ныне — Национальный музей Республики Карелия), из крупнейших музейных собраний страны: Государственного Русского музея, Государственной Третьяковской галереи и Государственного Эрмитажа, а также за счет получения в дар или приобретения у авторов. Коллекция постоянно пополняется. К поступлениям последнего года относятся портрет Петра I художника Владимира Бескаравайного и рисунки Бориса Акбулатова, посвященные Осударевой дороге.
Живописные произведения представлены, в первую очередь, историческим полотном Ивана Айвазовского «Приезд Петра I на Неву», на которой художник изобразил исторический момент осмотра царем Петром Алексеевичем и его приближенными берегов реки Невы для выбора места расположения будущей крепости. Картина была написана к 150-летнему юбилею основания Санкт-Петербурга, однако историческая тема на полотне отступает на второй план, отдавая первенство пейзажу с разливом Невы и высоким облачным небом над ней. Иван Айвазовский мастерски передал особенную красоту северного ландшафта, в нетронутой еще природе которого угадываются знакомые силуэты будущего величественного города.
Работы неизвестных художников первой половины XVIII века представляют портреты дочерей Петра – Анну и Елизавету в детстве, а также Петра I с аллегорической фигурой богини мудрости и справедливой войны Минервой. В петровскую эпоху было принято иносказательно называть реальное лицо именем исторического или мифологического персонажа. Царь Петр зачастую ассоциировался с Геркулесом, как, например, в изображениях на московских триумфальных арках 1696 и 1703 годов. В образе Минервы предстает вторая супруга Петра – Екатерина Алексеевна. У ног государя – книги, чертежи, пушка, полковые барабаны, а на втором плане – корабль. Это атрибуты реформаторской деятельности и воинской доблести царя Петра.
Одним из главных украшений коллекции является портрет Петра I кисти шведского мастера XIX века Августа Толяндера, много лет жившего и работавшего в Москве. На полотне образ молодого царя – основателя российского флота. Детали композиции: набережная Амстердама, топор в руках Петра, парусные суда слева и остов корабля справа, переносят нас в 1697 год, когда молодой царь под именем Петра Михайлова обучался корабельному делу в Голландии, хотя Петр на картине представлен гораздо старше своих лет в тот период жизни. (…)
Живопись ХХ–ХХI века в данной коллекции представлена только одним произведением. Ленинградский художник Константин Иванович Рудаков заслуженный иллюстратор, виртуоз графических импровизаций не часто обращался в своем творчестве к живописи. В музейном собрании МИИ РК есть выполненный им в 1948 году портрет Петра I. На фоне грозовых туч созвучный фону грозный профиль государя. Плотно сомкнутые губы, напряженный и целеустремленный взгляд представляют образ сурового даже жестокого правителя.
Графическая коллекция гораздо шире живописной. Она представлена такими известными именами, как Евграф Чемесов, отличавшийся блестящим мастерством и утончённой техникой резцовой гравюры, офорта и сухой иглы. Многие его гравюры признаны шедеврами русской и европейской графики. В России он стал первым мастером камерного гравированного портрета. Виктор Бобров достиг значительных успехов в гравировании «крепкой водкой»: его офорты отличаются особенною мягкостью тонов и линий, ценятся весьма высоко. В нашей коллекции его работа – это портрет молодого царя Петра.
В 1817 году был выпущен альбом гравюр «Собрание двадцати четырех портретов Императорской фамилии, писанных живописцем Жаном-Анри Беннером». Гравюры на меди были созданы гравёром: Андре-Жозеф Мeкю. В альбом входит 24 портрета, начиная с основателя династии Романовых – царя Михаила Федоровича и заканчивая портретом Великого князя Николая Павловича, будущего императора Николая I. Помимо портрета Петра в коллекции портреты членов его семьи, бывших на престоле: деда, отца, братьев Федора и Ивана, второй супруги, дочери Елизаветы и внуков Петра II и Петра III.
В 1872 году в 200-летнюю годовщину со дня рождения Петра Обществом русских аквафортистов был подготовлен и выпущен в свет альбом гравюр, исполненных на меди «крепкою водкою» под названием «Памяти Петра Великого». Альбом содержал шесть листов с гравюрами Ивана Крамского, Константина Савицкого, Григория Мясоедова, Михаила Клодта, Екатерины Михальцевой и Николая Ге. В коллекции музея хранятся три из шести гравюр этого издания: «Портрет Петра I», выполненный Иваном Крамским с живописного портрета кисти Ивана Никитина (с картины, принадлежащей графу Павлу Сергеевичу Строганову), авторские гравюры Николая Ге «Петр I допрашивает царевича Алексея в Петергофе» и Григория Мясоедова «Дедушка русского флота».
Начало русской графики приходится на само Петровское время, когда работал такой замечательный мастер русской гравюры, как Алексей Зубов, сын живописца Оружейной палаты, ученик голландского гравёра, приглашённого в Россию Петром I, Адриана Шхонебека. В нашем собрании четыре гравюры Зубова: «Свадьба Петра I», «Бой при Гангуте», «Баталия при Гренгаме», «Ввод шведских фрегатов» воплощают дух величия и суровости эпохи грандиозных свершений. Военные баталии Петра I представлены также гравюрами Мориса Бакуа и Николы Ламерссена.
Говоря о деяниях Петра, и продолжая тему основания Петербурга, начатую Иваном Айвазовским в нашей коллекции, можно отметить гипсовый барельеф Растрелли «Основание Петербурга»: отливка с бронзового оригинала – барельефа на пьедестале модели триумфального столба. Идея автора заключалась в создании триумфальной колонны с изображением важных деяний и побед Петра Великого. Для постамента колонны предназначались большие круглые медальоны, посвященные взятию Нотебурга, основанию Петербурга, взятию Нарвы и битве при Калише. (…)
Истории создания города Санкт-Петербурга посвящена серия офортов петербургского художника Юрия Люкшина. В девяти офортах Юрий Люкшин воспроизводит события трехсотлетней давности. Петр I с карандашом и линейкой чертит план будущего города, закладывается первый камень в основание крепости, со стапелей петербургской верфи сходит первый корабль, первые жители нового города празднуют победу. И над ними «летит», торжествуя, крылатая Нева, как будто Ника – богиня победы. Серию офортов музей получил в дар от автора.
События эпохи Петра I непосредственно коснулись территории нынешней Карелии и во многом определили ее дальнейшую историю. Знаменитые пушечно-литейные заводы, появление поселения при заводах – будущего города Петрозаводска, первый русский курорт «Марциальные воды», эти и другие деяния царя-реформатора вдохновляли карельских художников, и они не раз обращались в своем творчестве к образу Петра I. Примером тому являются, например, работы Бориса Акбулатова из серии «История Петрозаводска».
В тематическую «петровскую» коллекцию МИИ РК также включены графические работы различных авторов, посвященные увековечению памяти Петра I: изображение памятников в Петрозаводске, Архангельске, Петербурге в рисунках и линогравюрах Львова, Алексеева, Львовича и других.
Единственный скульптурный портрет Петра I в коллекции музея – работа известного московского скульптора Юрия Орехова, известного своими монументальными работами: памятники Пушкина в Минске, Баку, Вене, Риме, Париже; Лескову в Орле, Гагарину в городе Гагарин, Шишкину в Елабуге, Репину в Чугуеве, братьям Васнецовым в Киеве, Маяковскому в Москве и многие другие. Ещё одна сторона таланта Орехова – скульптурные портреты. (…) Крупная голова Петра, круглое лицо с суровым выражением, тонкие усы, вытянутые в горизонтальную линию, добавляют напряженности образу. Шею прикрывает высокий воротник, впереди – складки жабо. Постамент автором решен в виде высокой колонны с завитками барочного характера.
Особый раздел коллекции представляют произведения книжной графики. Пушкинская «Полтава» с рисунками Валерия и Александра Трауготов, некоторые иллюстрации Александры Билль к Поморским былям и сказаниям Б.В. Шергина и Николая Калиты к книге М.В. Муратова «Юность Ломоносова».
В собрании музея хранятся оригинальные акварели карельского художника Николая Брюханова, созданные им для книги «Невский сказ». Задумка создать художественную историю памятника императору Петру I на Сенатской площади в Санкт-Петербурге родилась у него после войны, в пору учёбы в Ленинграде. Всю жизнь он возвращался к этой идее и писал акварельную историю о том, как заготавливали, торжественно везли в Санкт-Петербург и там устанавливали каменные глыбы для «Медного всадника». А в середине 1980-х, когда выяснилось, что работа художника завершена, а текст выполнить некому, Николай Брюханов сам написал рифмованное сопровождение к собственным акварельным рисункам – веселые раёшные стихи. Книга вышла в свет уже после смерти автора. Рисунки переданы в дар музею вдовой художника.
Коллекция, посвященная Петру Великому и его деяниям, постоянно пополняется. За 60 лет существования музея экспонаты «петровской» коллекции показывались в составе тематических выставок «Петру Великому посвящается» (1995 г.) и «Два града Петровых» (2003 г.), и только один раз коллекция была представлена почти полностью на выставке «Царь Петр» (2017 г.).
Образ Петра Великого на протяжении вот уже более трехсот лет трактуется художниками по-разному в зависимости от господствующего мировосприятия в определенный период истории России и понимания роли его личности. Художники прославляли Петра I как государя, военачальника, великого реформатора, изображали как человека неординарной личности, прошедшего тяжелый жизненный путь. Одни идеализировали образ, другие, наоборот, старались придать ему максимально возможную реалистичность. Традиционно общими чертами в изображении Петра I остаются передача несгибаемой воли, сильного характера, величия и харизмы.
Небольшая тематическая коллекция Музея изобразительных искусств Республики Карелия дает возможность увидеть царя Петра, изображенного в различные периоды его жизни и через восприятие его многогранной натуры художниками разных временных эпох.
Текст статьи печатается в сокращении.
Статья Людмилы Никофоровой, заведующей экспозиционно-выставочным отделом Музея изобразительных искусств Карелии, опубликована в сборнике «Марциальные Воды в истории Карелии и России. Материалы научной конференции.» – Петрозаводск. Изд. Периодика, 2020.