В музее до 27 января работает выставка «Онежская палитра», на которой экспонируются произведения карельских художников — членов Творческого Союза художников Карелии, а также других художников Карелии.
Сегодня мы знакомим вас с творчеством акварелистов! Материал подготовлен Екатериной Кяппи
Леонардо да Винчи говорил, что живопись — это поэзия, которую видят, а поэзия — это живопись, которую слышат. На мой взгляд, это заключение особенно подходит, если вести разговор об Акварели. Ни один живописный материал не обладает таким магнетизмом, условностью и поэтичностью, как Акварель. Акварель и поэзия одной масти, и кто из них акварель, а кто поэзия — разгадать трудно.
Акварель носит в себе сложный и в какой-то степени обманчивый, в приятном понимании – лукавый образ. Разность её воплощения невероятным образом вмещается в столь ёмкое имя «Акварель», которое возможно слишком узко и тесно, и недостаточно говорливо, чтобы раскрыть все её возможности — имя Акварели хранит в себе тайны её притягательности, неоднозначности, неизмеримости и недосягаемости. Диалог с ней строится не на внешних фактах, она цепляет внутренние нити – работает с категориями подсознания и сердечных глубин. Её красота и интеллект пленяют как художника, так и зрителя. Кто познал Акварель, кто попытался выстроить с ней диалог – навсегда её поклонник. Она даёт художнику самое важное – выводит в свет его интуицию, внутреннюю свободу, его начало. Акварель позволяет быть самим собой.
На выставке «Онежская палитра» представлен довольно большой блок акварельной живописи, пятнадцать художников из разных городов Республики демонстрируют нам более пятидесяти картин.
Когда мы проходим в первый зал, мы видим прекрасные картины Ирины Перегородиной — вечерние пейзажи Петрозаводска. В творчестве художницы акварель – один из любимых материалов. Пейзажи написаны легко, передают некоторое торжество и фейеричность, что создаёт ощущение сказки и праздника жизни даже в её простых сюжетах.
Картины Ирины Перегородиной выполнены в технике акварель «по-сырому» (или «по-мокрому»). Писать акварелью в этой технике в достаточной степени сложно, поскольку лист бумаги перед письмом должен быть обильно смочен водой. Техника не терпит промахов, каждое обращение к листу выверено. Чаще всего художник, который пишет в технике «по-сырому», работает в технике a-la prima, что с итальянского переводится дословно «в один присест», то есть картина пишется за один раз. Здесь требуется большой энергетический импульс и высокая концентрация внимания. Но самое интригующее в этом процессе – результат, он всегда непредсказуем.
Наш город мы видим так же и в работах молодых художников Ольги Хямяляйнен и Аркадия Набиренкова.
В работах Ольги Хямяляйнен «По проспекту Ленина» и «Городская» мы видим проспект Ленина. На первый взгляд кажется, будто перед нами этюды, выполненные на пленэре. Но остановившись у картин, мы наблюдаем тонкую кропотливую работу с деталями, работу в двух акварельных техниках: «по-сырому» и «лессировка» (многослойная акварельная живопись), её картины несут в себе ощущение пленэрной свежести.
Образ нашего города мы наблюдаем так же у Аркадия Набиренкова, он запечатлел каменный фасад старой детской поликлиники на проспекте Ленина. Так же молодого художника привлек образ деревянного дома, столь характерного и узнаваемого Петрозаводска.
В залах музея мы встречаем пейзажи Заслуженного работника культуры Республики Карелия, Юрия Высоковских.
Этот пейзаж привлекает внимание своей лёгкостью, ненавязчивым решением, соответствующим мимолетному настроению пойманного момента, мига – вот он есть, он лёгок и прекрасен, всё в нем дышит: воздух и сама акварель прозрачны…
Другая картина художника «Замшелая лапа» передаёт нам узнаваемый нами северный колорит. На контрасте с предыдущей работой здесь уже большая тяжесть в воздухе, тем не менее, напряжение отсутствует, чувствуется природное молчание и что-то от понятия вечности: что бы ни происходило – природа величественна, во всём существует порядок, покой и премудрое устройство.
В этом же зале мы встречаемся с картинами Натальи Кошелевой, заслуженного работника культуры России. Наталья Кошелева имеет свой неповторимый голос в творчестве, как принято говорить «свой почерк».
Рядом мы видим работы ещё одного известного карельского художника – акварелиста, Заслуженного деятеля искусств Республики Карелия, Георгия Иванова.
Его пейзажи легки, воздушны, непринуждённы. Они выполнены на тонкой границе считывающегося реального мира — ландшафтных рельефов и условности.
Максимилиян Волошин писал: «Вообще в художественной самодисциплине полезно всякое самоограничение: недостаток краски, плохое качество бумаги, какой-либо дефект материала, который заставляет живописца искать новых обходных путей и сохранить в живописи лишь то, без чего нельзя обойтись. В акварели не должно быть ни одного лишнего прикосновения кисти».
Так и в этих картинах Георгия Иванова – написано лишь то, без чего нельзя обойтись. И в этом лаконичном письме так приятны глазу его акварельные колориты. Снова аллегория поэзии: условность, чистота строк и ритмы.
Если говорить о поэтичности акварели, то здесь в полном понимании этого слова можно найти соответствие всех трёх составляющих: техника акварельной живописи, смысловое содержание работы и её название, даже образно отнести к стихотворному жанру японской поэзии хокку, это картины Ксении Трофимовой «Январская глазунья» и «Снежное покрывало».
Словно хокку, её картины, в ёмком, выверенном, точечном акварельном выражении – прекрасны, лишены многословности, тонки.
Быть мастером акварели непросто и приятно отметить, что карельские художники берутся осваивать этот материал. Это лишь краткий экскурс по акварельным страницам «Онежской палитры», где мы видим любовь художников к Петрозаводску, пейзажам родного края, любовь к природе, всеми любимой теме цветов, а также фантазийных композиций, написанных в этой тонкой и изысканной технике.
Возвращаясь к поэзии, невольно пришло на память стихотворение Виктора Матвийко:
У поэзии и акварели
Лишь одна соловьиная страсть-
Красотой наслаждаться без цели,
Чтоб в житейскую пошлость не впасть.
И случайно рождаются строки,
В суете, беготне, мятеже,
Как случайные эти подтёки
На живом акварельном листе.