Перейти к содержимому

Музей изобразительных искусств Республики Карелия

О судьбе Лолы Браз с «Портрета жены» И.Э.Браза

браз, портрет жены, русское искусство, горизонт

28 мая — День брюнеток! В коллекции Музея изобразительных искусств Карелии хранятся портреты многих прекрасных брюнеток, о судьбе одной из которых мы и расскажем вам сегодня!

Иосиф Эммануилович Браз, «Портрет жены» (1907)

В 1924 году в СЛОНе – «Соловецком лагере особого назначения» — появился новый заключенный. В обескураженном и изможденном человеке в лагерной робе трудно было узнать импозантного и
блистательного ранее художника и реставратора, академика живописи Императорской Академии художеств, ученого хранителя и заведующего отделом голландской живописи Эрмитажа, давнего приятеля Александра Бенуа – Иосифа Эммануиловича Браза.

Выпускник Мюнхенской и Санкт-Петербургской Академий художеств, ученик И. Е. Репина, И.Э. Браз имел славу одного из лучших мастеров портрета в русской живописи конца XIX-начала XX веков. Будучи приверженцем идей и принципов «Мира искусства», большинство своих работ художник строил на основе парадного салонного портрета, привнося в него свойственный эпохе острый психологизм, но и сохраняя при этом реалистическую образность и изысканную живописность. Он часто бывал в Европе, подолгу жил в Голландии и Франции.

Именно к «французскому» периоду (1907-1911 гг.) творчества И.Э. Браза относится одно из лучших его произведений – «Портрет жены» (1907 г.), которое ныне украшает экспозицию русского искусства в Музее ИЗО РК.


И.Э.Браз «Портрет жены» (1907), Музей ИЗО РК

Изображенная на портрете Лола Эдуардовна Браз, урожденная Ландсгоф, была дочерью Эдуарда Леонтьевича Ландсгофа и Шарлотты Ландсгоф, германских подданных еврейского происхождения. Ее отец — промышленник, купец первой гильдии, тайный советник, коммерции советник, главный акционер Санкт-Петербургского международного коммерческого банка и казначей Санкт-Петербургского общества германских подданных для оказания помощи нуждающимся соотечественникам. Лола Браз слыла светской красавицей, была образованной и весьма талантливой художницей, ее связывала многолетняя дружба со своей соученицей по Петербургской гимназии Э.П. Шаффе Любовью Дмитриевной Менделеевой – Блок ( женой поэта
Александра Блока) и Александром Бенуа, основателем художественного объединения «Мир искусства», у которого она училась в Императорской Академии художеств.

После ареста мужа И.Э. Браза в 1924 году по обвинению в скупке картин с целью продажи за границей и шпионаже, Лола Эдуардовна покинула Советскую Россию вместе с двумя сыновьями и остановилась у своих родственников в Германии. Воссоединились супруги в конце 1928 года, когда И.О. Браз был освобожден и ему разрешили выехать из страны – сначала в Германию, затем во Францию.

Обосновались Бразы в Париже, где успешно занимались живописью (в 1930 г. состоялась персональная выставка И.Э. Браза в Париже), а Иосиф Эммануилович по иронии судьбы оказался связанным еще и с торговлей антиквариатом, что приносило семье хороший доход…

Материал подготовлен А.В.Мельниковой, хранителем коллекции «Древнерусское искусство» и «Русское искусство»

«Портрет жены» И.Э.Браза находится в постоянной экспозиции Музея ИЗО РК. А в 2018 году работа была представлена в «Музее русского импрессионизма» (г. Москва), где проходил выставочный проект «Жены», где более 70 тысяч зрителей смогли познакомиться с произведениями из частных коллекций и собраний как ведущих, так и небольших художественных музеев нашей страны, которых объединил редкий вид портретного жанра—«портрет жены художника».


Фотография с выставки «Жены», Музей русского импрессионизма (Москва), 2018г.
Поделиться: