Перейти к содержимому

Музей изобразительных искусств Республики Карелия

Музейное расследование: От истории картины к истории семьи

Картина Анна Блашке горизонт

В одном из красивейших дворцов Санкт-Петербурга — в Аничковом дворце — до революции располагался музей, коллекции которого собирала императорская чета: Александр III и Мария Федоровна. Это были произведения живописи и декоративно-прикладного искусства русских и западноевропейских мастеров. В 1918 г. все имущество Аничкова дворца было национализировано. В конце 1920-х гг. коллекция перешла в Государственный музейный фонд, была отчасти распродана или распределена между музеями Советской России. Музей изобразительных искусств Республики Карелия также стал счастливым обладателем части знаменитой коллекции Аничкова дворца и ежегодно представляет ее на выставке «Императрица Мария Федоровна. Художник и коллекционер».

В составе этой небольшой коллекции есть работа «Морской вид» 1901 г., автор которой в документации музея был записан как Н. Блашке. Имя художника было неизвестно: Николай? Никанор? Никита?

И история данного исследования началась именно с того, что мы решили уточнить авторство картины. Поиск художника с инициалами «Н. Блашке» результата не дал.

При осмотре картины на обороте на подрамнике была обнаружена карандашная надпись: «Блашке. Казанская, 23, кв. 9». В результате поиска по электронным копиям адресных и справочных книг «Весь Петербург — Весь Петроград» (1894–1917) нашлась только одна семья Блашке в Петербурге. Именно доме №23 по улице Казанская в эти годы проживали: вдова действительного статского советника Генриетта Богдановна, дочери действительного статского советника Анна и Мария Эдуардовны и статский советник Рудольф Эдуардович. Так удалось обнаружить имя предполагаемого автора картины. Более всего на эту роль подходила художник и секретарь Первого дамского художественного кружка Анна Эдуардовна Блашке.

Подрамник картины с оборотной стороны

В журнале «Нива» (1893. № 13) в статье «Выставка дамского художественного кружка» художник Анна Блашке упоминается как участница выставки, представившая публике две работы, выполненные маслом: «Вид монастыря оригиток близ Ревеля» и «Гумно». Вторая работа была отмечена мастерским выполнением.

В сети Интернет встречается информация о работах Анны Эдуардовны Блашке, которые были представлены на аукционах: «Вид на Петропавловскую крепость в Санкт-Петербурге» (акварель), «Южное итальянское побережье с рыбацкими лодками» (масло) и «Лодка под парусом» (масло). При рассмотрении подписи автора на этих работах прослеживается очевидное сходство с подписью автора картины «Морской вид» из фондов Музея изобразительных искусств Республики Карелия: характерное написание буквы «Б» и подчеркивание подписи. Исследование было рассмотрено экспертным советом музея, и автором картины признана Анна Эдуардовна Блашке.

Анна Блашке, Морской вид, из коллекции музея изобразительных искусств Республики Карелия

Следующим этапом исследования стал поиск дат рождения и смерти художницы, и этот поиск открыл удивительную историю всей семьи Блашке. В книге С.В. Волкова «Высшее чиновничество Российской империи. Краткий словарь» были найдены первые сведения о главе этого семейства, Эдуарде Леонтьевиче Блашке, а в петербургском архиве удалось обнаружить формулярный список директора Александро-Мариинского приюта Э.Л. Блашке. Так мы узнали, что Эдуард Блашке, сын учителя музыки, родился 15 мая 1810 г., лютеранского вероисповедания, кавалер ордена Святого Станислава 3-й степени, имеет бронзовую медаль в память войны 1853–1856 гг. В 1831 г. Эдуард Леонтьевич окончил Военно-медицинскую академию, был удостоен звания лекаря и поступил на службу в морское ведомство. В 1830–1840-е гг. Блашке — штаб-лекарь 12-го флотского экипажа, а в 1835–1840 гг. служит в Русской Америке.

При дальнейшем поиске удалось найти публикации документов, которые раскрывают нам деятельность доктора Блашке в Русской Аляске. В донесении И.А. Купреянова в Главное правление Российско-американской компании о распространении в колониях эпидемии оспы и мерах борьбы с ней от 4 мая 1836 г. сообщалось:

«В ноябре прошедшаго 1835 года появилась в Ново-Архангельске ветренная оспа и, невзирая на всевозможныя старания г-на лекаря Блашке, постепенно усиливалась, не разбирая ни пола, ни возраста. Она имела сильнейшее влияние на креолов, коих померло в селении близ Ново-Архангельска до 400 человек всех возрастов, близ половины всего числа живших близ крепости; из русских же заболел, и то на краткое время, только один. Сверх сего, препровождаю при сем и составленныя г-ном Блашке подробныя замечания относительно свойства и хода сей оспы, равно и других болезней, господствующих в Ново-Архангельске, с приложением ведомости о числе больных и умерших здесь с 1 ноября 1835 по 1 апреля сего 1836 года. При сем случае не могу умолчать о величайших трудах, можно сказать изнурительных, предпринятых г-ном Блашке в глазах всех и каждаго, чем заслужил от меня справедливую признательность».

Действительно, доктор медицины Эдуард Блашке прибыл в Ново-Архангельск на шлюпе «Ситха» 25 октября 1835 г. В мае 1838 г. он был командирован в Уналашкинский отдел для борьбы с начавшимся там оспенным поветрием. К концу августа Э. Блашке успел привить оспу 1086 алеутам, что резко сократило число заболевших и умерших (умерло только 130 человек). Последние очаги эпидемии были погашены в 1840 г. В сентябре этого же года доктор медицины Э. Блашке уехал в Россию.

В 1842 г. в Петербурге на латинском языке Эдуард Леонтьевич издал книгу «Медицинская топография Ново-Архангельского порта», в которой кроме медицинских проблем дал описание природы и населения острова Ситха (близ Аляски). А в 1848 г. он опубликовал в «Морском сборнике» статью «Несколько замечаний о плавании в байдарках и о лисьевских алеутах». Заметки и наблюдения доктора Блашке оказались интересны и востребованы научным сообществом и были использованы, например, при создании Каталога коллекций Кунсткамеры.

Интересно, что Эдуард Блашке принял присягу на подданство России только 25 мая 1850 г., после возвращения в Петербург и заключения брака. Супруга доктора и мать нашей художницы — Генриетта Александра Мария Стреблова. Брак был заключен 17 августа 1849 г. в лютеранском соборе Святого Петра в Санкт-Петербурге. Старший сын четы Блашке Эдуард Леопольд умер в младенчестве (1850–1853).

В 1852 г. родился второй сын — Рудольф Блашке. Про старшего брата Анны удалось установить, что он также был действительным статским советником, служил по ведомству Министерства государственных имуществ. Рудольф Эдуардович 36 лет проработал в библиотеке ученого комитета Министерства государственных имуществ (ныне Научная сельскохозяйственная библиотека Всероссийского института растениеводства им. Н. И. Вавилова), в отставку вышел в 1914 г. Вклад Рудольфа Блашке в развитие библиотеки высоко оценен современниками и потомками. Он автор «Указателя книг и журнальных статей по вопросам женского сельскохозяйственного образования» и основного каталога библиотеки. Именно при Рудольфе Блашке в период с 1888 по 1906 гг. библиотека пополнилась ценнейшими частными книжными собраниями Е.А. Петерсона, А.С. Ермолова, В.И. Филирьева, которые составили ядро ее уникального фонда.

Рудольф Блашке был женат. Супругу звали Александра Михайловна, детей у них не было. Дочери Эдуарда Блашке Анна и Мария (1861 г. р.) замуж не вышли, остались в девицах.

В формулярном списке отца указана дата рождения Анны: 5 мая 1857 г. И это стало большой удачей в поисках, так как найти актовую запись о рождении Анны не удалось — метрическая книга церкви Святого Петра за 1857 г. не сохранилась.

Так случилось, что Анна Эдуардовна похоронила всех своих родных. Мы можем проследить это по метрическим книгам церкви Святого Петра. На Волковском лютеранском кладбище есть семейное захоронение Блашке. Надгробия не сохранились, но место может быть установлено точно, поскольку известны координаты. На данном месте погребены: Эдуард Леонтьевич (ум. 27.08.1878), Генриетта Богдановна (ум. 25.11.1910), Мария (ум. 19.01.1916), Рудольф (ум. 11.04.1917).

Анна Эдуардовна Блашке являлась членом и потом секретарем 1-го Дамского художественного кружка, а также членом Санкт-Петербургского общества поощрения женского художественно-ремесленного труда.

Анна Блашке была ученицей художника Льва Феликсовича Лагорио, посещала его класс в Академии художеств. Мария Блашке занималась росписью по фарфору. В газете «Кавказ» (1891. № 78) была опубликована статья про состоявшуюся в том же году выставку:

«Къ числу весьма удачныхъ вещей относятъ <…> нѣсколько симпатичныхъ пейзажей даровитой ученицы профессора Лагоріо г-жи А. Э. Блашке <…> Особенное обиліе на выставкѣ работъ съ живописью по фарфору и бисквиту, и среди нихъ видное мѣсто занимаютъ работы г-жи С. А. Флинтъ, г-жи Гизье, Т. Б. Семечкиной, М. Е. Блашке».

В 1899 г. под покровительством 1-го Дамского художественного кружка к 100-летию со дня рождения поэта выходит художественно-иллюстрированное юбилейное издание романа в стихах А. С. Пушкина «Евгений Онегин». Книга была выпущена тиражом более трех тысяч экземпляров, на слоновой бумаге, со множеством прекрасных иллюстраций. Это одно из первых иллюстрированных изданий Пушкина. Среди прочих участниц этого проекта значится и художница Анна Эдуардовна Блашке.

В Центральном государственном архиве Санкт-Петербурга было обнаружено личное дело Анны Блашке 1908–1919 гг., из которого мы узнаем, что после революции она была сотрудницей Государственного музейного фонда в Петрограде/Ленинграде. В Центральном государственном архиве литературы и искусства Санкт-Петербурга в фонде Государственного музейного фонда ленинградского отделения главного управления научных и научно-художественных учреждений академического центра народного комиссариата просвещения РСФСР было обнаружено много документов, раскрывающих деятельность Анны Эдуардовны в период с 1918 по 1925 гг. Это ее прошение о приеме на работу, удостоверение члена комиссии по охране и регистрации памятников старины, расчетная книжка и многочисленные списки. Во многих документах указан и должностной функционал Анны Блашке: ведение учета и описание предметов музейного значения, регистрация предметов, поступающих в ведение Музейного фонда.

Личное дело Анны Блашке

Судя по документам, Анна много ходила по городу и занималась описанием ценностей, оставленных в квартирах и особняках бывшими владельцами. Территория, за которую отвечала Анна, — Московский и Рождественский районы Петрограда / Ленинграда. По одному из списков выясняется, что проживала в те годы Анна Эдуардовна по ул. Итальянской в доме № 4 вместе с «сестрой» и прислугой. О какой сестре идет речь в списке, непонятно, т. к. Мария, единственная родная сестра Анны, к тому времени уже умерла; возможно, имеется в виду ее невестка (вдова Рудольфа).

На момент данной публикации остается одно белое пятно в этой истории: дата смерти Анны Эдуардовны Блашке. Последний раз в списках жителей Ленинграда имя Анны встречается в 1925 г. В документах Музейного фонда есть сведения, что в феврале 1925 г. ее сократили с должности.

В конце 1920-х гг. Музейный фонд будут постепенно сокращать и в 1928 г. ликвидируют совсем. Предметы, находившиеся в ведении Музейного фонда, распределят по российским музеям. И в нашем музее и окажется работа Анны Эдуардовны Блашке 1901 г. «Морской вид».

Так история одной картины привела к небольшому исследованию истории одной семьи. И семьи весьма примечательной, оставившей значительный след в истории России.

Статья полностью опубликована в сборнике:

Вестник Генеалогического общества Карелии, Вып. 1, Корни и крона. — Петрозаводск: КНЦ РАН, 2019.

Автор: Людмила Александровна Никифорова, заведующая экспозиционно-выставочным отделом музея изобразительных искусств Карелии

Поделиться: