Икона «Огненное восхождение пророка Ильи, с житием» (1647 год, мастер Игнатий Пантелеев. Из Водлозерско-Ильинского погоста )
Уникальными считаются те иконы, у которых можно хотя бы приблизительно обозначить автора, потому что по традиции иконы никогда не подписывали. Принадлежность произведений автору определяется, как правило, по дополнительным источникам.
В Музее изобразительных искусств Республики Карелия есть одна уникальная икона, где автор подписал свое произведение. Причем, не подписью, а криптограммой на нижнем краю доски. Зашифрованная надпись гласит, что икону написал некий дьяк Игнатий Пантелеев из села Тубозерье в 1647 году.
Принадлежит она к так называемым «северным письмам», на стилистику которых несомненно влияли местные традиции народного творчества, воплощенные в резьбе по дереву, вышивке, пластике. Изменялся на севере и колорит иконописных образцов, потому что часто мастера использовали местные, а не привозные красочные пигменты.
Так что на северных иконах можно увидеть:
— специфические орнаменты,
— приглушенный колорит,
— более заметную контурную линию,
— лаконичные и геометричные формы,
— иногда упрощение содержания образа: нейтральный фон, меньше деталей.
Термин «северные письма» появился в XIX веке. Так старообрядцы, которые собирали по северным землям иконы дониконовской эпохи, назвали группу икон, которые, как им казалось, не относятся ни к одной большой школе. Считалось, что это работы народных мастеров — чаще всего не очень мастеровитые, не очень качественные. Однако в ХХ веке понятие «северные письма» наполнилось новым содержанием и стало использоваться по отношению к иконам, созданным северными мастерами.
Текст подготовлен Аллой Викторовной Мельниковой, хранителем коллекций «Древнерусское искусство» и «Русское искусство»