В собрании Музея изобразительных искусств Республики Карелия хранится акварель «Скряга», датированная 1890 годом.
За аллегорическим названием «Скряга» скрывается вполне узнаваемый образ европейского «скупого рыцаря» Позднего Средневековья. Пожилой мужчина в итальянском костюме сжимает цепкими руками неприметную, на первый взгляд, шкатулку. Несомненно, в ней сосредоточено всё его богатство, и его привлекательное с виду лицо сковывает маска настороженности и тревоги.
Живописный стиль портрета вызывает в памяти манеру модного в то время французского художника Жана Луи Эрнеста Мейсонье, оставившего большое число исторических композиций и массу своеобразных исторических портретов. Строго реалистический, несколько жёсткий рисунок вносит в эту гармонию цвета определённую долю драматизма и напряженности. Письмо тщательное, чуть суховатое, колорит локальный яркий, но практически ограничен одной гаммой — красным цветом различной интенсивности, освещения и оттенков.
Примечательно, что автором этой акварели является русская императрица Мария Федоровна, жена императора Александра III, известная своим увлечением изобразительным искусством и создававшая весьма профессиональные работы.
Текст подготовлен Аллой Викторовной Мельниковой, хранителем коллекций «Древнерусское искусство» и «Русское искусство»
На фотографии: М.Ф.Романова «Скряга» (1890)
На заставке: фрагмент игры «Дом Романовых», разработанной на основе коллекции Музея ИЗО РК